ДайХард Энтертейнмент Гроуп
совместно с
КаПэ Пикчерз
представляют русскую народную сказку
«Пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что!»
Действующие лица и исполнители:
КП – в роли Главного Чокнутого Кости;
Reporter – в роли телеоператора Дениса

;
Архитектор – в роли веломазохиста;
cb3 – в роли первого шпиона-лазутчика Андрея;
Кайман – в роли второго шпиона-лазутчика Алексея;
Massudi – в роли трезвомыслящего подстрекателя Тимура

;
alx – в роли бывалого велотуриста Саши;
Coyot – в роли велотуриста-новичка Сергея;
А. Бузов – в роли скептика Андрюхи;
Max_tech – в роли любителя бикарасов Максима.
Пролог.
Идея отыскать так называемые Канские пороги пришла Косте и Саше ещё два месяца назад, когда они с группой сподвижников проехали по маршруту Красноярск-Сосновоборск-Кедровый-Хвойный-Жандат-Кускун-Красноярск. На топографической карте масштаба 1:200000 эти пороги хорошо отмечены, вдобавок их существование подтвердил и староста посёлка Кедровый. Более того, он рассказал про дорогу, которая ведёт к этим порогам и полуразрушенному мосту через Кан. Сборы в двухдневный, по их мнению, поход начались за неделю до старта. Вдобавок, на носу оказался только что узаконенный праздник – 4 ноября. Так что в резерве оставался лишний день, который ребята планировали использовать для восстановления сил. Правда, уже тогда в их головы закрадывалась мысль, что двумя днями не обойтись – слишком расплывчатой была цель их путешествия, ведь до этого никто из байкеров там не был. Как назло, за три дня до начала похода начал сыпать снег. Слабая надежда на его таяние угасала с каждым следующим днём. Чтобы хоть как-то противостоять капризам погоды и не искать ветра в поле, Саша заделался опытным гугловодом (maps.google.com) и сделал кучу космических снимков той местности, в которую собрались ехать. На этих снимках было видно всё – и посёлки, и просеки, и дороги, и реки, и даже сами пороги, и, о чудо, разрушенный мост через Кан. В общем, картами запаслись под завязку, впрочем, как оказалось позже, с земли местность выглядит совсем по-другому, нежели чем из космоса…
Сюжет 2005, сцена 11, кадр 4. Потерянные в пространстве.
Местом старта была назначена станция Камарчага. Тому были две веских причины: первая – электрички до означенной станции ходят значительно чаще, чем до Уяра или Балая (идеально) и в удобное для всех время; вторая – при езде от Камарчаги до Жандата дул бы попутный ветер и дорога идёт почти постоянно под гору. При езде от Уяра – наоборот, вдобавок, терялся бы лишний час (именно столько идёт электропоезд от Камарчаги до Уяра).
Первыми проснулись лазутчики-шпионы из сверхсекретного Заколючинска Андрей и Алексей. Они решили схалявить и до электрички доехать на рейсовом автобусе. А тем временем Сергей и Костя вышли на трассу и отправились до станции своим ходом. И хотя до неё нужно было ехать чуть больше 20 километров, они выехали за полтора часа. И правильно сделали – встречный ветер ощутимо сбавлял их скорость. На станции Базаихе заколюченцы и сосновоборцы встретились, вкупе с братом Койота Сашей, приехавшего сюда же своим ходом. Купив билеты на себя и живность до 100 км (именно так называет МПС велосипед), байкеры терпеливо стали ждать прибытия электрички из города, в которой уже ехали пятеро собратьев по разуму. После объявления нужного электропоезда в голове у байкеров зародилось сомнение в правильности выбора времени путешествия – на перроне столпилась куча дачников. Приехавшая электричка напрочь развеяла ещё теплившуюся надежду – все вагоны были битком забиты народом. Кое как засунув в тамбур велосипеды, байкеры с трудом втиснулись сами. Ужас какой-то, летом таких толп не было, а тут на тебе – всем срочно приспичило посетить свои дачи. Морковку из-под снега выкапывать что ли собрались? Рюкзаки и баулы только подтверждали эти догадки. Хорошо, что хоть нервных пассажиров практически не нашлось – ехавшие дачники с пониманием отнеслись к нашей затее покататься зимой на велосипедах. С некоторыми из них мы очень даже мило побеседовали, а одной тётке даже объяснили устройство современного горного велосипеда. До Маганска народ потихоньку просачивался мимо загородивших весь тамбур байков, затем мы перекатили их в вагон и сами заняли освободившиеся места. До Камарчаги вагон уже почти опустел, вместе с нами остались только спелеологи (человек пятнадцать), которые собирались посетить пещеру Орешную.
Спокойно выгрузившись на конечной станции, в то время как Денис вёл
репортаж с места событий, мы отправились в магазин для закупки недостающих продуктов. В магазине нас встретили недружелюбно, во-первых, местные жители ворчали что-то типа «понаехали тут!», а, продавщица, чуть ли не на полном серьёзе требовала с нас по рублю «за тепло». Тогда Костя попытался успокоить нервную женщину, что-де мы сейчас одним махом сделаем магазину месячную выручку. Продавщица как-то сразу смягчилась. Правда, Костя несколько погорячился, так как на продукты мы потратили всего чуть более 200 рублей. Как оказалось, почти все предусмотрительно взяли с собой море продуктов (забегая вперёд, скажу, что всё-таки не море

). Воистину права пословица, что идя в тайгу на один день, бери продуктов на неделю.
Путешествие началось. Только двое из десяти переобули свои велосипеды на зимнюю шипованную резину. Только трое из десяти поехали в контактных велотуфлях, и только один из них – в летних...

Стоит ли упоминать о том, что это был никто иной, как Костя, до последнего момента надеющийся, что внезапно начнётся оттепель, и весь снег тут же растает?
Без особых происшествий доехали до поворота на Тертеж, затем по совершенно пустынной дороге покатили до посёлка, подгоняемые попутным ветром. Начались первые падения: у Макса отвалилось переднее крыло (резиновое фиксирующее кольцо замёрзло и уменьшилось в диаметре) из-за чего он резко затормозил. Тут же резко затормозил Койот, ехавший следом за Максом, за что и поплатился. Пересекли по
мосту
Есауловку, въехали в Тертеж, падения продолжились: на ровном месте свалился наш кинооператор, а на крутом повороте – Саша. Зимнее катание на байке тем и примечательно, что падения обычно происходят безболезненно – упал, отряхнулся и поехал дальше. Миновали сельский клуб, возле которого Костя усиленно зазывал Андрюху задержаться до вечера – в этот праздничный день 100% должна была состояться дискотека. Андрюха только тяжело вздохнул и поехал дальше. Выбрались на старую федеральную
трассу M-53 и по ней, занимая всю ширину полотна, ехали по неглубокому снегу. На соединении старой и новой трасс сделали передышку, затем отправились дальше. Дорога шла практически всегда под уклон, вдобавок дул попутный ветер, так что скорость была достаточно высокой, асфальт был почти свободный ото льда и снега. Встречные и попутные машины иногда приветливо сигналили группе велосипедистов. Вот впереди на горе появился
Жандат. В посёлок ведут две дороги – более длинная и накатанная и короткая, но разбитая. Костя решил срезать, тем более, что от трассы по грунтовке шёл свежий след от машины. На будущее – никогда не верьте свежим автомобильным следам на снегу – они практически всегда ведут не туда, куда нужно. Так случилось и в этот раз. Соблазнившись следом, группа поехала по нему, упёрлась сначала в лес, затем поднялась на пригорок, спустилась вниз и поняла, что заблудилась – посёлок остался где-то в стороне. Потеряв полчаса, байкеры вернулись почти к самой трассе и затем проследовали по другой грунтовке, правда, последний раз машина проходила по ней задолго до заморозков. А сейчас дорога представляла собой сплошные замерзшие ямы и кочки, оставшиеся то ли после прохода толпы людей, то ли стада коров. Ехавший впереди Костя не заметил предательски тонкого льда лужи, и велосипед провалился чуть ли не по самые оси. Обода тут же покрылись грязно-коричневой коркой льда. Костя опёрся на правую ногу, и она ушла под воду. Хорошо, что он заблаговременно обеспечил себя виндстоппером-гортексом – этот запатентованный материал космических технологий представлял собой следующее: шерстяной носок, полиэтиленовый пакет, обычный носок, велотуфля. В посёлке байкеры сразу же направились к
водозаборной колонке, где пополнили запасы питьевой воды.
Здесь хорошая дорога заканчивалась. Из посёлка вела заснеженная дорога с прокатанной колеёй. Тут сразу же определились новички в зимнем катании – Койот, проехавший по лету уже не одну тысячу километров, на снегу вёл себя неуверенно – велосипед бросало из стороны в сторону, и байкер падал чуть ли не на каждом шагу. Действительно, для езды по заснеженной колее необходим определённый навык. Время близилось к обеду, и байкеры решили доехать до ближайшего ручья, где и устроить привал. Таковым ручьём оказался Каракчуль, к которому мы ещё в своё время вернёмся. Набрав воды из уже почти полностью замёрзшего ручья, байкеры занялись приготовлением
обеда. И хотя Костя ещё перед поездкой пообещал угостить всех мегавкусной похлёбкой, он, к своему огорчению, вспомнил, что забыл набор необходимых специй (в том числе и бикарасов – так назвал Макс обыкновенный барбарис). Хорошо, что хоть Макс не забыл взять обещанной картошки, морковки и лука. Овощи были порезаны и заброшены в кипящую воду, туда же отправилось содержимое двух банок тушёнки, а позже и вареный рис, которой захватил с собой в дорогу Архитектор. Похлёбка получилась не мега, но всё же вкусной – байкеры съели по полной тарелке и потянулись за добавкой. Обед затянулся на два часа – байкеры кипятили воду и заваривали чай. Тем временем Денис снимал на видео
скоростной спуск Тимура с горы. Перед камерой Тимур не ударил
в снег лицом, но уже после спуска всё-таки свалился.
Дальнейшая дорога стала хуже – глубокий снег и колея зачастую просто не давали ехать, приходилось спешиваться и
вести байк рядом. С горем пополам добрались до перекрёстка дорог к Речке (посёлок так называется) и Никольскому. Отсюда начиналась ещё не изведанная никем из присутствовавших дорога. След от машины шёл именно по этой дороге, что обнадёживало. Колея была не очень разбитой, так что можно было даже ехать, благо дорога шла под уклон. Но ехать смогли не все, а только четверо наиболее опытных байкеров. Остальные покорно шли пешком следом за лидерами. На самом деле разница в скорости езды и ходьбы была незначительной. Темнело. Пришла пора достать и установить велофонари. Так потихоньку где пешком, где ездой, байкеры через два часа добрались до моста через Кан, с которого открывался прекрасный вид на шиверы и порог Косой. Ещё незамёрзшая вода в реке бурлила и шумела, поднимая в воздух мириады брызг, сверкающих в свете фонарей маленькими искорками в кромешной темноте…
Так было бы, если бы не одно но. Двадцатисантиметровый слой снега, ехать по которому не представлялось возможным. Точнее, ехать было можно – рыхлый нелипкий снег не сильно мешал вращению колёс, но вот колея, напрочь разбитая колея… Удалившись от перекрёстка на 4 километра, байкеры поняли, что такими темпами пройти ещё 30 км до запланированного места ночёвки нереально в принципе. Ещё можно было бы попытаться добраться до Речки («всего-то» 7 км), но возникшую проблему это не решало – всем стало совсем ясно – Канских порогов не видать как собственных ушей. После недолгого совещания байкеры отправились обратно, чтобы встать на ночлег возле перекрёстка. Идея переночевать в Хвойном или в заброшенном доме, или у знакомого деда, не получила должной поддержки – всем хотелось испытать каково оно – ночёвка в палатках при -10С. Так что, миновав перекрёсток и продвинувшись в сторону Хвойного буквально 200 м, байкеры нашли небольшой околоток с подходящими полянками для установки палаток и разведения костра, проехав/пройдя за день 67 км (учитывая дорогу от Сосновоборска до Базаихи – 23 км).
Обладатели палаток собирали их и устанавливали, остальные собирали хворост для костра. Источников питьевой воды поблизости не было, так что для варки ужина и чая пришлось использовать свежевыпавший снег. Сообразив на скорую руку ужин (рожки с тушёнкой и луком, солёное сало с хлебом, сыр), сильно уставшие байкеры около 10 часов вечера расползлись по палаткам. Внутри было подозрительно тепло (около нуля), хотя за бортом было минус 11. Максима, как не очень счастливого обладателя спальника до -4С, положили рядом с наиболее горячим Костей, и тот даже великодушно разрешил Максиму прижиматься к нему в случае замерзания. Забегая вперёд, скажу, что Макс предпочёл прижиматься не к Косте, а к соседу Алексею

Да уж, жить захочешь – не к тому и не так ещё прижмёшься
Сюжет 2005, сцена 11, кадр 5. Потерянные во времени.
За ночь температура в палатках выровнялась с температурой вне их, так что образовавшиеся сначала на потолке капли воды от дыхания и испарения влажной одежды, замёрзли, превратившись в сосульки. Вдобавок под утро начал идти снег, палатки стали похожи на
иглу эскимосов. Первым по своему обыкновению проснулся Костя. Было чуть больше шести часов утра. Раздув костёр из тлеющих угольков, он принялся за приготовление завтрака, одновременно обдумывая план дальнейших действий. Было очевидно, что за Хвойным дорога будет ещё хуже – машины там нечастые гости, а выпавший за ночь и продолжающий идти снег только усугубит ситуацию. Наиболее разумным было решение вернуться в Жандат и затем доехать до Балая, где и сесть на электричку до Красноярска.
Услышав треск ломаемых Костей веток, постепенно стали просыпаться остальные байкеры. На удивление, поднялся даже Максим, хотя существовал весьма большой шанс обнаружить его окоченевший труп. Вид у него был неважный, но боевой дух не сломлен. После завтрака пшенной кашей со сгущённым молоком, Денис стал брать интервью у Кости, Архитектора и Тимура, в то время как остальные байкеры принялись отдалбливать намёрзший за минувший день
лёд от своих
железных коней, ночевавших не в тёплых палатках, а под открытым небом. Обледеневшие переключатели, тормоза и манетки отогревали кипящей водой, после чего сразу брызгали на них WD-40. Снег, начавший падать ещё ночью, и не думал прекращаться, о чём свидетельствовали низко висящие чёрные тучи. После совещания о дальнейшем плане действий, большинством голосов решили прорываться в Кедровый, до которого было чуть больше 30 километров. Ярым противником этого плана был Андрюха. Он-то понимал, что всё это расстояние придётся идти пешком, так что поход затянется ещё на один день, и не факт, что от Кедрового до столицы края будет существовать прокатанная дорога. Вдобавок как не очень счастливый обладатель контактных велотуфель, хотя и предназначенных для прохладного времени года (но уж явно не для длительных пеших переходов по глубокому снегу), он понимал, чем чревата такая езда/ходьба – обморожением пальцев ног. Остальные, впрочем, тоже понимали или хотя бы догадывались, что ожидает их впереди, но вслух свои опасения не высказывали. Ярыми сторонниками похода в Кедровый были Архитектор и Тимур. Первый потому что ему нужно было тренироваться преодолевать песчаные заносы в пустынях Монголии (а снег весьма похожая на песок субстанция, только что холодная), второй – потому что возвращение в Жандат означало полный провал похода. Поэтому Костя позвонил домой (работала сотовая связь) и предупредил жену, что они попробуют проехать до Кедрового и если очень сильно повезёт, то ночью они будут дома. А если не повезёт, то задержатся на сутки.
Стартовав в 10 часов утра, байкеры направились в сторону Хвойного, сначала по дороге, идущей параллельно нужной, но зато такой убитой. Вскоре нормальная дорога резко ушла вправо, очевидно, в сторону небезызвестной Речки. Пришлось вернуться на разбитую колеями основную дорогу. Ехать по ней можно было, но часто приходилось спешиваться, чтобы перевести велосипед через очередную лужу или после очередного падения, когда колёса соскальзывали в глубокую колею. По этой дороге и летом-то было ехать не очень сладко, а теперь и подавно. Большая часть группы даже и не пыталась ехать, предпочитая идти пешком, тем более что скорость передвижения не сильно отличалась от «едущих».
Как и предполагалось, через 3 километра появился посёлок, над одним из домов ехавший впереди Костя заметил дымок из трубы. Он направился к этому дому, во дворе которого хозяйничал мужчина. Ба! Да это же старый знакомый – дед Аркадий, с которым Костя уже неоднократно встречался. Аркадий тоже был очень рад встрече и не переставал повторять: «Такое вижу впервые!» Это он имел в виду то, что мы приехали на велосипедах. Пока Костя расспрашивал Аркадия про житьё-бытьё, подъехали/подошли остальные велосипедисты. Изумлению Аркадия не было предела – 10 человек на велосипедах, да зимой, в любого вселят священный ужас. Подъехал Денис и деловито развернул передвижную телестудию. После недолгих уговариваний, на ватник Аркадия прикрепили микрофон, и дед поведал много интересных историй. Например, про то, что в Каракчуль из которого байкеры брали воду для обеда днём раньше, какие-то бурильщики шурфов сливают ядовитые отходы, после чего вся рыба в речке дохнет. А ещё про уже описываемый мной ранее «волос» - нематоду-паразита. Аркадий рассказал краткую историю посёлка, основанную таджиками ещё в доперестроечный период. Таджики здесь валили лес и вывозили к себе на родину. Также здесь везде были посёлки латышей, которых сослали в Сибирь до и во время войны. Аркадий в прошлом был лесничим и знал про местный лес всё. Но про пороги на Кане и дороги до них ничего не знал, тот участок был не в его ведении. Он рассказал, что до Кедрового ровно 30 километров (и, как оказалось позже, не ошибся ни на километр), по дороге нужно преодолеть 8 нырков – так он называл спуски-подъёмы по холмам, и что воду из ручьёв кроме Каракчуля можно пить. Ещё рассказал, что почти сразу посёлком есть хорошо обустроенные избушки, и их владельцы периодически приезжают сюда на «Урале» для охоты и прочих развлечений. Ещё дед поведал, что кроме него в посёлке живёт пасечник, но сейчас все пчёлы находятся в спячке, а ульи стоят в подвале, так что владелец может быть в данный момент и отсутствует.
Тепло попрощавшись с Аркадием и пообещав в следующий раз обязательно попить вместе с ним чай, байкеры тронулись в путь. Как уже упоминалось, ехать смогли не все, так что общая скорость группы не превышала 5 км/ч. Через 10 километров ехавший первым прямо по
лисьему следу Костя услышал лай собак, вскоре две лайки выбежали из леса навстречу
группе. На своротке стоял УАЗ-таблетка. На лай собак вышел дед, который, как оказалось, вместе с сыном здесь охотится. Значит, именно их выстрелы слышали байкеры, ещё будучи находясь в Хвойном. Охотники провели в тайге уже четыре дня (подстрелив за это время всего одну белку) и вечером собирались вернуться домой в Подгорный, что не могло не радовать – у байкеров появился шанс досрочной эвакуации в случае форс-мажора. Вдобавок, лишний след от машины никогда не помешает, особенно если он пройдёт по уже существующему, но успевшему стать засыпанным снегом, следу. Дед поведал, что дорога, по которой мы едем – военного значения и предназначена для эвакуации Подгорного в случае войны, а под Жандатом находится целый город для принятия жителей секретного посёлка. Но вот холодная война закончилась, все секреты были раскрыты, так что дорога постепенно пришла в негодность. Только на протяжении 17 километров от Кедрового дорога находится ещё в более-менее нормальном состоянии, остальные километры тайга и болота неумолимо забирают к себе. Байкеры попытались поехать по следу от машины охотников, но это получилось далеко не у всех. Особенно плохо получалась езда по снежной колее у новичков, например, у Койота – его сверхширокий руль водило из стороны в сторону. Так что половина байкеров плюнула на мучения и пошла пешком, логично вопрошая, зачем им всё-таки в этом походе потребовалось брать велосипеды с собой, если снегоступы были бы куда сподручнее (сподножнее). Стоит упомянуть, что погода подкинула очередной сюрприз – потепление до нуля, хотя снег так и не прекращал идти. Уже выпавший снег начал подтаивать и стал мокрым, поэтому начал прилипать на ноги и
колёса, мешая им свободно
вращаться, так что обладателем ви-брейков пришлось отстегнуть тормоза. Мало того, снег падал на одежду и тут же таял, отчего вся она стала мокрая насквозь. Не помогали даже запатентованные космические технологии – мембраны не справлялись с таким количеством воды, поступающей как снаружи, так и изнутри. Около двух часов пополудни байкеры остановились для перекуса. Горячий обед решили не варить, во-первых, из-за жесткой экономии оставшихся у них продуктов, а, во-вторых, чтобы не терять лишний час-полтора светлого времени суток, когда идти гораздо приятнее, чем впотьмах. Тимур и Костя пили мате из термоса Тимура. Другим ребятам этот южноамериканский напиток не понравился – слишком терпкий. А вот Костя, похоже, «подсел» на него. Тимур подтвердил догадку, что листья дерева мате содержат слабый алкалоид (наркотик). Находящийся в эйфории после принятия этого напитка Костя с удвоенной энергией поехал по разбитой дороге. Он разогнался до такой степени, что перескакивал с колеи на колею, пока переднее колесо не провалилось под лёд по самую ось, из-за чего велосипед встал буквально вертикально вверх и седок, согласно законам физики (гравитации и инерции), буквально вылетел вперёд. Успевший сгруппироваться в воздухе вместе с рюкзаком, Костя мягко приземлился на обочину. Забегая вперёд, замечу, что этот полет не прошёл даром – уже только дома Костя обнаружил, что лишился своего флажка на руле.
Начались «нырки». С горы можно было даже ехать, при этом, ввиду неработоспособности обледеневших тормозов, байкеры иногда разгонялись до фантастических скоростей, например, до 32,7 км/ч, как Костя. А кое-кто умудрялся падать на такой скорости без последствий, благо рыхлый снег был как надувная подушка безопасности. Спустились к ручью, в который два месяца назад свалилась Оя вместе с байком. Андрюха в очередной раз рассказал всем историю её спасения, после чего, байкеры набрали из него холодной и вкусной воды, решив напоследок дать ему новое имя – Оин ручей, для чего в следующее свое посещение этих мест поставить здесь табличку. Больше половины нырков была уже позади, когда байкеры сделали очередной привал – Архитектор, шедший первым и прокладывающий для остальных дорогу, очень устал. На этот раз решили даже развести костёр. Долго засиживаться не стали – время неумолимо близилось к вечеру. На этот раз первым пошёл Андрюха. Стоит заметить, что идти по следу прокладывающего путь было гораздо проще, чем по целине, причём легче всего было последнему, ведь он шёл уже практически по Бродвею. А вот ехать, как оказалось, проще всего было первому – рыхлый снег не сильно мешал движению, проблемой было удержаться в колее. Второму и третьему тоже было терпимо, но после них оставалась лишь разрытая каша, ехать по которой было уже весьма проблематично.
Когда за плечами остались две трети пути, байкеры вышли к новому следу от автомобиля. Похоже, он проехал тут совсем недавно, причём в обе стороны. Воодушевлённые хоть какими-то признаками цивилизации байкеры попытались ехать, но опять это получилось далеко не у всех, только у самых опытных, переживших уже не один зимний велосезон – Архитектора, Тимура, Андрюхи, Кости. Остальные продолжали идти пешком. Смеркалось. Едущие лидеры периодически менялись друг с другом, как внезапно Тимур и следом за ним Костя остановились и решили тоже идти пешком. Их зрение в сумерках практически не различало автомобильную колею, не помогли даже включенные фонари. Стало совсем темно. Замыкающие ребята очень сильно отстали. Приходилось ждать их чуть ли не по полчаса, за это время лидеры замерзали до окоченения, так как похолодало, снег перестал таять, и вся одежда стала покрытой ледяной коркой. Кое-кто предлагал уже начать выбирать место для ночлега, но это было бы безумием – высушить за ночь всю промокшую и замёрзшую одежду было бы в принципе невозможно. Оставался единственный вариант – идти до Кедрового и там проситься на ночлег.
Во время одного из привалов Андрюха и Архитектор услышали звук работающего генератора. Тимур и Костя как не прислушивались, абсолютно ничего не услышали, но с радостью поверили своим товарищам. Ночной поход продолжался. Иногда с обочины в воздух взлетали птицы (скорее всего куропатки), они неслабо пугали и без того уставших байкеров. Вдобавок, с мерцающем свете фонарей в каждом придорожном кусте мерещился какой-то страшный зверь. Вся вода у всех закончилась. Ручьёв не было, так что байкерам приходилось есть снег, чтобы хоть как-то утолить жажду, хотя каждый из них понимал, что снег – далеко не лучший жаждоутолитель. Тут на дороге появилась огромная лужа, она пересекала дорогу от обочины до обочины. Андрюха присмотрелся и выяснил, что это не совсем лужа – вода имела явное течение. Ручей! Правда, место его истока больше напоминало болото, да и запах был не из приятных – сероводород в чистом виде. Тем не менее, Андрюха и Архитектор испили тухлой водицы. К последствиям этого поступка мы ещё вернёмся, а пока Тимур и Костя наотрез отказались пить из этого сомнительного ручья, предпочитая безвкусный и холодный снег. Звук генератора перестал быть слышен, а, может, его вообще и не было – просто показалось? Когда до посёлка оставалось около 6 километров, идущий впереди Архитектор остановился и стал готовить прямо на дороге место для костра. Без особого смысла, лишь бы что-то делать до нашего прихода. Мы, так же на полном автомате, развели костёр, насобирали хвороста для наших отстающих собратьев и отправились дальше, чтобы успеть договориться о ночлеге до прихода остальных. Как оказалось, этот костёр очень здорово помог замыкающим, они воспрянули духом, почувствовав нашу заботу о них, что они не брошены на произвол судьбы. Тем временем, мы миновали поворот, от которого до посёлка оставалось 4 километра. Вскоре звук генератора был услышан и Тимуром, и Костей (мало того, что они слепые, так ещё, оказывается, и глухие). Байкеры прибавили шаг, ехать хоть и можно было, но уже совершенно не хотелось. Тут Костя увидел зарево и дико заорал на весь лес: «Вижу свет!!!!» Вообще-то это был лишь слабый намёк на свет – в посёлке были освещены всего несколько домов, а уличные фонари отсутствовали уже лет как двадцать. Всё равно это придало дополнительные силы, и байкеры поехали, благо и дорога стала идти под уклон. Справа появились первые строения, едва угадываемые по чёрным силуэтам на фоне белой пелены до сих пор падающего снега. А вот и сами огоньки, и отчётливо слышимый звук электрогенератора!!! Хотелось всё кинуть и броситься к столь желанному свету и, очевидно, теплу. Но ребята ещё остановились возле моста через Большой Итат и набрали из него воды – так сильно хотелось пить нормальной воды. Только лишь после этого байкеры отправились к дому старосты посёлка – два месяца назад Костя расспрашивал у него про дорогу. По пути зашли к дому, возле которого работал генератор (оказалось, что это не общественный на весь посёлок, а индивидуальный), Костя постучал в окно, и на пороге появился пожилой мужчина. Костя обрисовал ситуацию и попросился на ночлег. Мужчина сослался на то, что они-де со старухой уже ложатся спать, так что, типа, рады бы, но никак не можем. Пришлось байкерам следовать дальше вверх по улице до дома старосты. Света в его доме не было, но залаяла собака во дворе. После нескольких криков, типа «anybody home?» к ребятам вышел толстопузый мужик в семейных трусах, кирзовых сапогах на босу ногу и тулупе. Костя рассказал ему кто такие и что им надо. Староста грубо ответил: «Ну и что?». «Тёплый ночлег, типа, нужен, иначе замёрзнем нахрен. Прям вот перед Вашим домом и замёрзнем! Все десятеро. А, может, пустите нас к себе, много места нам не надо, только пара-тройка квадратных метров на полу?» Староста был непреклонен: «Самим спать негде, а тут ещё и вы. Но можете сходить в угловой дом, там мужики ушли в тайгу, дом пустует. Ключи попросите у соседа Василия, скажете, что я разрешил». Пока происходил этот диалог, из двери высунулась жена старосты и весьма неласково крикнула: «Ну чё ты с ними разговариваешь, пусть валят на все четыре стороны, быстро иди в дом!». Староста даже не огрызнулся на столь отстойное поведение супруги. Стало понятно, кто на самом деле заправляет в посёлке. В этом доме байкеры явно бы не получили не то что ночлега в доме, но и, полагаю, даже в промозглом сарае. Тем временем, на горизонте появились фонарики – это наши отстающие друзья наконец-то дошли до посёлка.
Уже все вместе подошли к угловому дому, где сторож Василий мог бы пустить нас в соседнее помещение. Оказалось, что он сам в гостях, где ключ от соседней двери он не знает, но старательно стал его искать где только можно и не можно. По закону жанра ключ так и не нашёлся. Тогда байкеры попросились к нему в дом. «Не могу, я сам в гостях, да и места совершенно нету». Не беда, что в этом доме без проблем разместилась бы целая футбольная команда с запасными игроками, тренером, врачом, массажистом и даже воротами вкупе со штрафной площадкой. В это время из леса, откуда вышли байкеры, выехала машина. Тот самый УАЗик-таблетка с охотниками отцом и сыном. Вот же гады, как специально дожидались, пока байкеры сами доплетутся до жилья. А ведь колея от машины могла бы сильно облегчить их нелёгкую участь.
«А где тогда можно попроситься переночевать?», - спросил Костя у Василия. «В доме через дорогу живёт дед, может быть у него», - последовал ответ. Костя отправился в указанном направлении. На счастье, в доме был свет. Костя постучал в окно и на вопрос: «Кто там?», - ответил: «Можно поговорить?». Дверь распахнулась и дед сказал: «Входи!». Это было уже лучше, раз байкера пустили в дом. Как истинный дипломат, Костя начал издалека: «Представляете, мы вот ехали себе, ехали, никого не трогали, а тут вдруг ночь и снег, и мороз». «В общем, мы хотели бы попроситься переночевать, много места не займём, хлопот не доставим». Дед согласился, но, внутренне ожидая подвоха, всё-таки спросил: «А сколько вас?». «Да немного, всего-то десять человек» Дед крякнул от удивления, но отступать уже было поздно. Тогда Костя перешёл в наступление: «А можно мы ещё все велосипеды заведём к вам сени, всё-таки техника, а мало ли кто здесь по ночам шастает?». Дед согласился. Костя рысью домчался к уже почти околевшим байкерам, уже отчаявшимся получить тепло и кров.
Внутри было тепло, дед, как он представился Виталий, сидел возле печки и непрерывно курил. На тумбочке коптила керосиновая лампа без стекла. Ребята сложили все свои рюкзаки в одну комнату. Узнав у деда, где можно разжиться дровами для приготовления ужина, ребята пошли ломать забор соседского брошенного дома. Костя, как проживший в частном доме 4 года во времена студенчества, деловито хлопотал возле печки и вскоре в ней пылал столь долгожданный огонь. За водой идти не пришлось, в доме у деда стояли две бочки. И хотя их стерильность была под большим сомнением, воду брали из них – всё равно кипятить. Дед предложил свой чайник, в котором вода закипела гораздо быстрее, чем в наших котлах. Чай был заварен и за минуту весь чайник был опустошён. Подсчитав количество оставшихся продуктов, байкеры решили поужинать скромно – на 0,5 кг рожек – одна банка тушёнки. Тем временем, доели сало Тимура. В смысле сало не самого Тимура, а то, которое он взял с собой. Как оказалось, он поскромничал и взял только маленький кусочек, хотя этим салом был забит весь холодильник, находящийся в настоящий момент в сотне километров отсюда. Максим и Денис выглядели неважно, первый просто валился с ног от усталости, у второго постоянно лилось из красного воспалённого носа. Максим даже отказывался ужинать, пришлось заставлять его чуть ли не силой.
После ужина, показавшегося чуть ли не самым вкусным за всю предыдущую жизнь (хотя соли было явно маловато – она закончилась), байкеры развешали на верёвки свою мокрую одежду, поставили на печку свою промокшую обувь и расползлись по комнатам. За минувший день проехали, точнее, прошли 33 км. Средняя скорость составила 3,6 км/ч.
Сюжет 2005, сцена 11, кадр 6. Собака – друг человека, но враг байкера!
Утром байкеров разбудил будильник, установленный Сашей на 6 утра. Всю ночь снег шёл не переставая. Пока Костя занимался приготовлением завтрака, постепенно поднялись остальные. Выяснилось, что питьё болотной водицы не прошло даром для отведавших её – наутро оба они страдали от сильнейшей диареи. Зато Максим выглядел вполне бодро, даже улыбался во весь рот, чего нельзя было сказать о не спавшем почти всю ночь Денисе с воспалёнными глазами и носом. Не перестающий ни на секунду курить дед Виталий рассказал, что у него часто останавливаются на ночлег. То десять зэков вместе с четырьмя конвоирами, то несколько МЧСовцев, когда те искали заблудившихся и застрявших на машине двоих пенсионеров, отправившихся за грибами. Дед рассказал, что в посёлке есть магазин, но заведует им та самая жена старосты посёлка. Идти к сварливой бабе на поклон не было ни малейшего желания, так что байкеры доели почти все оставшиеся продукты: килограмм гречки, две банки тушёнки, 300 граммов сахара, банку варёной сгущёнки, лаваш. Влюбившийся за ночь Костя посолил кашу хозяйской солью так, что ребятам пришлось запивать каждую ложку каши водой или чаем. На перекусы ничего не оставалось, хотя до ближайшего магазина было 40 километров неизвестно какой дороги. Ещё Виталий рассказал, что он проживает в посёлке уже 35 лет, и что по молодости они проделали дорогу до Подпорога. Эта информация была уже весьма интересна, это означало, что на Канские пороги (те самые, на которых мы были весной) можно попасть по правому берегу Енисея и без необходимости проникать в секретный Железногорск, откуда родом были наши двое шпионов-лазутчиков. Идею Тимура сгонять до этих порогов прямо сегодня почему-то никто не поддержал

Байкеры собрали свои просохшие пожитки, попросили у деда булку самодельного хлеба и две луковицы, оставив взамен 100 рублей, и вышли на улицу, где было чистое (!) небо. Мимо них в сторону тайги промчался джип. Несмотря на внушительные размеры машины, след от неё был слабо приспособлен для езды по нему велосипедов. Вчерашние лидеры сначала было попытались поехать, но это слабо получалось, вдобавок дорога шла в гору. Два километра вверх, километр
вниз к
ручью, ещё три вверх и, наконец, водораздел был преодолён. Теперь на протяжении добрых двадцати километров был пологий спуск, так как дорога проходит вдоль течения Кантата. Сначала мегалоси, а потом и все остальные смогли наконец-то поехать. Главное – держаться в колее как можно более ровно, хотя даже при выезде в глубокий снег можно было продолжать движение. Ехавшие впереди Архитектор и Тимур периодически падали, натыкаясь на камни и брёвна, скрытые под снегом. От места ночлега проехали 10 км, как вдруг Костя почувствовал носом запах костра. И точно, вскоре показался сизый дымок. Навстречу бросились две собаки, но близко не подбегали. Стоящий в стороне от дороги УАЗ свидетельствовал, во-первых, о близости цивилизации, а, во-вторых, о том, что
дорога станет ещё лучше, ведь каждый лишний след от машины добавлял байкерам устойчивости в колее. Авангард остановился неподалёку от автомобиля. Из леса вышел охотник в меховых штанах, на плече – ружьё. На вопрос Кости о количестве добытого, охотник сообщил, что зверя нет. Наверное, это как рыбаки, они специально скрывают количество пойманной рыбы, чтобы не спугнуть удачу. Дождавшись нескольких ребят, авангард снова отправился в путь. Дорога проходила по
красивому
ущелью, на крутых склонах которого росли
ели, покрытые серебристой накидкой снега, переливающегося и искрящегося в лучах полуденного солнца. Из постепенно набежавших туч снова стал сыпать снег. Правда, в отличие от вчерашнего дня, было прохладно, -10С, так что мокрой одежды не было и ехать было вполне комфортно. Чем дальше от Кедрового удалялись байкеры, тем лучше становилась дорога. То тут, то там виднелись машины, очевидно, охотников (ну не грибников же!). Раздался стрекот – это на снегоходе ехали двое охотников, правда, этот снегоход стал для байкеров досадной помехой – по его следу ехать было неприятно – колёса проваливались, вдобавок, он засыпал снегом накатанную колею от автомобилей. Архитектор и Костя доехали до ручья, возле которого была устроена прямо-таки автостоянка. Машин было 4 штуки, следы от шин и обуви – совсем свежие. Тропинка шла вверх вдоль ручья, очевидно к домику. Дождавшись Тимура и Андрюхи и приняв очередную дозу мате, Костя и компания двинулись дальше. За спиной осталось 20 км, а средняя скорость передвижения постоянно росла – 16, 20, 24 км/ч. Появился реальный шанс выбраться из тайги засветло. Вперёд вырвался Костя, как никто другой чувствовавший приближение дома. Вдобавок этот участок дороги изобиловал крупными камнями, так что на двухподвесе ему ехалось достаточно комфортно. Пересекая один мост за другим, он вылетел на очередной и чуть не столкнулся лоб в лоб с ехавшей навстречу машиной. Обалдевший водитель, очевидно, решивший, что у него глюки, резко принял вправо и остановился, послушно пропуская бешеного велосипедиста. Водитель пока не знал, что галлюцинация будет столь устойчивой и явится ему ещё девять раз. Чуть позже Костя чуть не протаранил ещё одну машину, её водитель тоже послушно принял вправо. Да, наверное, не один десяток охотников из Железногорска решили в этот день навсегда завязать с зелёным змием. Костя доехал до излучины
Кантата перед подъёмом к дачам, где и решил сделать привал и так как еды не было, то хотя бы испить горячего чая. Подъехавшие Архитектор, Тимур и
Андрюха помогли собрать хворост и расчистить от снега площадку для пикника. Здесь работала сотовая связь (ЕТК рулит!). Костя, как чуть ли не единственный обладатель мобильного телефона, позвонил домой и сказал, что все живы-здоровы и скоро будут. Пока дожидались всех остальных, Костя развлекал присутствующих чтением смсок с форума. Велонарод уже волновался, где же потерялись путешественники. Архитектор позвонил домой и попросил прислать к Сосновоборску машину за байкерами, так как ехать в город нужно было всего четверым, а гнать по трассе было уже совсем скучно. Тем временем, байкеры сделали очередную ревизию содержимого своих рюкзаков и обнаружили пять пачек лапши Ролтон, четырё «Шока», баночки фруктозы (фруктовый сахар) и это не считая булки хлеба и двух луковиц, взятых у деда Виталия. Содержимое пакетиков лапши плавно перекочевало в котелок с кипящей водой, туда же отправился мелко порезанный репчатый лук. На удивление, супчик получился вполне съедобным и даже вкусным и питательным. Шоколадные батончики были очень кстати к чаю. Сделали групповой
фотоснимок.
Предстоял двухкилометровый подъём к железногорским дачам. Именно на этом участке два года назад Костя упал на спуске и загнал себе в щёку двадцатисантиметровую щепку, осколки которой были извлечены из шрама совсем недавно. Первым ехал Максим, подкрепившись, у него появилась энергия для педалирования. После подъёма последовал замечательный спуск. Катилось легко, скорость тоже была немаленькой. Встречные машины при виде несущихся байкеров принимали вправо и притормаживали. Только один дед ни за что не хотел уступать дорогу велосипедистам, более того, он специально выезжал на встречную полосу, чтобы им с риском для жизни пришлось сворачивать на обледеневшую обочину и экстренно тормозить. Причём этот злопакостный дед подрезал всех десятерых без исключения. Пока авангард выехал наконец на асфальт, замыкающие увидели на заборе рыжую белку с роскошным пушистым хвостом и устроили на неё фото и видеоохоту.
Здесь на перекрёстке от группы с чувством выполненного долга отделились заколюченцы – Андрей и Алексей. Им до дома было совсем рукой подать. Репортёр как обычно снимал прощание и разъезд в разные стороны. Костя остался его поджидать, в то время как остальные, почувствовав под собой твёрдую землю, рванули вперёд. Доехали до КПП № 2, где дождались отстающих. Выяснилось, что Денис быстрее ехать не может – задний переключатель застыл в одном положении. Дело оказалось вовсе не в переключателе, а в манетке – лёд, вездесущий лёд. Группу возглавил Андрюха, замыкал Костя. Репортёра поставили в середине, чтобы было легче ехать. Но скорость была всё равно низкой, не выше 16 км/ч. Миновали Новый Путь, Костя, попробовал вести группу и встал перед Андрюхой. Но оказалось, что он не может ехать быстрее из-за сильных болей в животе – всё те же последствия приёма тухлой воды из болота. Хотя скорость всё равно стала чуть повыше. Доехали до поворота возле КПП Подгорного, где на обочине стояла машина. Из неё послышалось: «А шипы у них есть?», на что заложивший лихой вираж Костя ответил: «А то!», хотя именно у него шипов-то и не было. Остановились и прямо-таки заставили, как он не отпирался, Андрюху принять четыре таблетки активированного угля. После чего скорость ещё увеличилась, хотя и оставалась детской – 20 км/ч. Архитектор уехал вперёд, чтобы встретить вызванную машину. Проехали два «нырка» и когда забрались на вершину второго от сторожевого поста «Сибирской керамики» на байкеров кинулись два волкодава. Первый уже раскрыл пасть, чтобы схватить Костю за левую ногу, но тот оказался проворнее. Успев отстегнуться, он со всего маха пнул агрессивное животное в шею. Лай застыл у псины где-то в области бронхов, сдвинутая набекрень челюсть отплёвывала остатки прокушенного языка. Собака бесшумно и огромными скачками кинулась к себе в конуру. Вторая собака, видя такой оборот дел, даже и не пыталась повторить подвиг своей товарки и так же бесшумно ринулась обратно, трусливо поджав хвост. Всю оставшуюся до Алпи дорогу, байкеры не переставали восхищаться Костиному способу борьбы с животными, призванными регулировать численность велосипедистов.
Возле Алпи группу поджидал уже изрядно замёрзший Архитектор. Позвонили в Красноярск, выяснили, где находится машина, и потом позвонили её водителю. Тем временем, красноярцы начали разбирать велосипеды, для погрузки их в авто, а братья Петровы, Максим и Костя отправились в Сосновоборск. Возле гаражей разделились пополам, после чего Костя проводил Макса до дома его родителей. Итого за день проехали 56 км со средней скоростью 12 км/ч.
Все фотографии
Маршрут