Вчера для Афонтово снимал небольшой фильм про старую ветку железной дороги. И заодно в Инете почти случайно нашел изображение моста через р. Гладкая Кача. Очевидно, что он был деревянным, потому и не сохранился.
Описание: "Мост через р. Качу Гладкую выстроен на 663 в. в гористой местности, покрытой хвойным лесом и обильно орошаемой множеством маленьких горных речек, стекающих с горных хребтов, высящихся в отдалении; к числу таких речек относится и Кача Гладкая. Длина ее бассейна, по показаниям местных жителей, не менее 25 в., считая от пересечения линией железной дороги до водораздела. Густые леса, сплошь покрывающие бассейн реки, препятствовали непосредственному определению площади ее бассейна. Горизонт самых высоких вод, наблюдавшийся в течении нескольких лет во время весенних разливов, равен 276 с. над уровнем Лед. Океана. Мост через р. Качу Гладкую Построенный на насыпи высотою в 5 саж. деревянное верхнее строение подкосной системы, покоящееся на каменных опорах. Отверстие моста равно 10 саж., а длина пролетных частей по верху 11 с. На постройку моста израсходовано приблизительно около 30 000 рублей".
Лицевые части мостов облицовывались камнем крепких пород, горизонтальными рядами. Различали несколько родов тески: чистую, в ленту, и пр., - в зависимости от назначения камня.
Теска камней требовала большой ловкости и сноровки. На Средне-Сибирской ж. д. ей обычно занимались рабочие-итальянцы. На остатках нынешнего моста через Гладкую Качу облицовка почти нигде не сохранилась, а вот на трубе через Крутую Качу она в идеальном состоянии.
Источник:
http://www.tomsk.net/album/page086.htm
Там еще исторически ценных фотографий много. Например, вид линии вблизи указанного моста.
Описание: "Этот рисунок снят на 661 в. Средне-Сибирской ж. д., около моста через Качу Гладкую. Линия железной дороги проходит по высокой насыпи, дугой извивающейся среди тайги, тянущейся по обе стороны пути. На много верст раскинулись эти покривившиеся сосны, местами почти сгнившие и наклонившиеся к земле, местами по прихоти природы, высоко поднимающиеся. Тихо кругом, не слышно человеческого голоса; промчится стрелою поезд, нашумит на весь лес, промелькнут сотни людей и опять наступает безмолвная тишина... На всем протяжении Обь-Красноярского участка Средне-Сибирской ж. д. очень редко встречаются населенные места и от земледельческой полосы линия проходит вдали, - не видно пашен с зреющими хлебами, не видно рядами выстроившихся жнецов, с любопытством рассматривающих несущийся поезд: лес и степь, степь и лес с насыпями, выемками и мостами, вот и все, что можно видеть, проезжая по линии, и, глядя на этот безмолвный безжизненный край, невольно в сердце западают грусть и тоска..."
Долина реки Кача. Виден мост, местонахождение которого я определить пока не могу.
Вид линии (653-654 верста)
и 654 верста
Каменная выемка на 644 версте
Укладка пути
После изучения этих фотографий и привезенной из январского Ледяного похода книги об истории Восточно-Сибирской железнодорожной магистрали (издания 1998 г., выпросил в одном из Забайкальских музеев) пришел к выводу, что вторая ветка - нынешняя, скорее всего была проведена как второй путь в 1907-1910 гг. Т.е. она тоже дореволюционной постройки.
А вот еще один исторический факт. На Красноярском участке была самая высокая на Транссибе насыпь - Балайский косогор, что в 100 км восточнее Красноярска. Высота этой искусственной насыпи была 34 м. После реконструкции (либо перед первой мировой войной, либо в 30-х годах XX века) ж.д. пошла по другому пути, но насыпь-то наверняка сохранилась. Старожилы мне и раньше рассказывали, что в районе Балая тоже есть насыпь старой дороги. В эти места мы еще ни разу не ездили.
Есть интересное место вдоль берега Чулыма на 621 версте. Не знаю, проходит ли там нынешняя дорога?
Описание: "Этот рисунок снят вблизи моста через р. Большой Кемчуг в таежной местности, описанной нами на предыдущих страницах. В районе 500-680 в. Средне - Сибирской железной дороги сооружение земляного полотна было сопряжено со значительными трудностями, характеризующимися большим количеством “кривых”, высоких насыпей и каменных выемок, для устройства последних прибегали к динамитным работам, значительно увеличивавшим стоимость устройства земляного полотна.
Работы по устройству земляного полотна в указанном районе производились известным подрядчиком О.К. Сидоровым; почти все рабочие, опытные землекопы, выписывались им из России и получали здесь хорошую плату, от 2 до 4 рублей в день; земляные работы, в особенности тачечные, поручаются рабочим из Европейской России: сибиряк к ним не привык и при одинаковой затрате времени".