Посоветовался с врачами. Все подтверждается. Вот что они говорят.
При педалировании пятка пассивна, а подошвенные мышцы перегружены. В результате малоберцовые мышцы не работают и ослабляется длинный сгибатель большого пальца ноги. По меридианным связям это приводит к понижению функции тонкого кишечника и желчного пузыря.
Этот процесс усугубляется низкой посадкой велосипедиста. Она обусловливает переразгибание верхнего шейного отдела, а это приводит к передавливанию нервов, управляющих диафрагмой (находятся в среднем шейном отделе). При этом также ослабевают подколенные мышцы и сухожилия, которые участвуют в протягивании педали. Возникают проблемы с коленями.
Заболевания позвоночника (а у кого их нынче нет?) ситуацию еще более усугубляют.
С другой стороны, в низкой посадке еще и низ живота расслаблен. Как следствие этой и других вышеприведенных причин, тонус кишечника снижен и он функционирует не оптимально. Соответственно усвоение пищи и ее продвижение по кишечнику замедляются и энергии в мышцы поступает значительно меньше. При этом у кого-то еще и возникают запоры, а у кого-то понос. Час от часу не легче...
А между тем зависимость от велосипеда растет, потому что ходить становится все труднее из-за развивающегося плоскостопия - следствия повышенной нагрузки на поперечный свод стопы и усиление тонуса мышц продольного ее свода. Плоскостопие, в свою очередь, ведет к нарушению обмена энергии по канально-меридианной системе и тоже вызывает ухудшение работы практически всех внутренних органов. Проблемы усиливаются!
Важный вопрос, угол наклона стопы относительно голени. Он должен быть тупым, примерно 100 градусов. При остром угле, когда носок выше пятки, пережимается нерв сгибателя большого пальца и эта мышца расслабляется. Компенсаторно перенапрягается мышца-антагонист подошвенного разгибателя большого пальца. Боль от этого возникает такая, что ходить уже почти невозможно. Все это приводит, опять-таки по меридианным связям, к проблемам с кишечником. Такой же результат возникает при высоком ботинке или тугой верхней шнуровке.
Однако и тут все не так просто. Дело в том, что при обычной ходьбе передние и задние мышцы голени работают попеременно, а при педалировании они напрягаются и расслабляются одновременно. При этом нарушается физиологический цикл их функционирования, кровоснабжение мышц голени ухудшается и они быстрее устают. Это все равно, как если бы водитель автомашины одновременно давил на газ и на тормоз. Однако вернуться к естественной работе мышц можно, если при педалировании активнее работать голеностопом: через верхнюю мертвую точку педаль продавливается стопой в положении пяткой вниз, а через нижнюю мертвую точку протягивается в положении пяткой вверх.
Что же делать? Кататься-то хочется. Профилактика следующая:
- педалировать по возможности на "легких" передачах,
- чаще делать перерывы в педалировании (покрутил - отдохнул на тот период, пока скорость сохраняется),
- при педалировании чередовать нагрузку на различные части стопы (обычно - основание большого пальца, периодически - пятка, середина стопы, носок),
- следить за тем, чтобы нога при педалировании по возможности была в положении носком ниже пятки. Это обеспечивается правильной глубиной посадки (когда при вытянутой ноге пятка касается педали) или даже немного более высокой,
- периодически, особенно при нагрузках и езде в гору, практиковать педалирование с помощью голеностопа,
- каждый час или даже чаще слезать с велосипеда, ходить и бегать (при крутых подъемах в гору все равно выигрыша в скорости нет),
- кататься только в специальной велообуви, распределяющей нагрузку на всю поверхность стопы (кроссовкам с мягкой подошвой скажем категорическое «НЕТ!»),
- поставить высокий и короткий вынос с таким расчетом, чтобы занимать возможно более высокую посадку,
- периодически прогибать (выпячивать назад) поясницу и напрягать низ живота,
- в походном питании избегать раздражающей желудок пищи: слишком соленой, кислой, жирной. И не забывать пить расширяющую желчные протоки Ношпу.
_________________ Стрела, попавшая в цель, летит вечно.
|