В Голландии решили жить без светофоров
Светофоры делают дороги опасными, поэтому лучше их ликвидировать. То же касается разметки и дорожных знаков. И вообще - нужно стереть различия между дорогой и тротуаром. При такой АНАРХИИ автомобилисты, велосипедисты и пешеходы будут сосуществовать благополучно и счастливо. Жители голландского городка это доказали.
Удаление светофоров с улиц Драхтена (Drachten) началось семь лет назад, и последние три светофора будут демонтированы в течение двух лет. В СВЕТОФОРНЫЕ времена ДТП со смертельным исходом в Драхтене имели место каждые три года, а вот после начала эксперимента на дорогах не погиб ни один человек.
Этим замечательным результатом очень довольны 50 тысяч жителей Драхтена и очень гордится 59-летний Ганс Мондерман (Hans Monderman), один из ведущих мастеров дорожного дела Европы и автор проекта ОБЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО (Shared space).
- Я хотел бы видеть светофор там, где он полезен, но я не нашел ни одного места, где светофоры приносили бы пользу, - заявляет Мондерман.
Мондерман против дорожного оборудования: - Люди должны найти свой собственный путь, спрашивать себя и использовать свои мозги (фото Herman Wouters/The New York Times)(фото слева).
Философия его проекта такова: дорожное движение должно быть не отделено от всей остальной человеческой деятельности, поэтому на улицах должны отсутствовать традиционные АТРИБУТЫ вроде светофоров, разметки и дорожных знаков. То есть в целом проезжая часть не отличается от тротуара или велосипедной дорожки, а автомобилисты не являются КОРОЛЯМИ, а двигаются на равных со всеми остальными.
Таким образом, поведение водителей и пешеходов, их взаимопонимание и уважение друг к другу становится решающим фактором: управление трафиком возложено на естественное взаимодействие между людьми, а не на искусственное регулирование.
Вернемся, однако, в Драхтен, жители которого стали в проекте Мондермана подопытными кроликами. Главный городской перекресток пропускает примерно 22 тысячи автомобилей в день, не считая нескольких тысяч велосипедистов и пешеходов. В ДНИ СВЕТОФОРА движение здесь было затруднено: водители стояли в пробках и без конца сигналили.
Теперь пробки тут - неслыханное дело, и почти никто не давит на клаксон. В этом месте грамотно устроена развязка, есть расширенная велосипедная дорожка и пешеходная зона. А ПЕРЕГОВОРЫ о приоритетном праве прохода или проезда ведутся через мимолетный контакт глаза в глаза.
ДУМАЙ! - пожалуй, это единственный дорожный знак, который Ганс Мондерман оставил бы на улицах
- Раньше пешеходы и велосипедисты имели обыкновение избегать этого места, но теперь автомобилисты высматривают велосипедистов, велосипедисты высматривают пешеходов, все высматривают друг друга, - довольно говорит Мондерман.
Аварии в городе все еще случаются - было несколько мелких ДТП, но это и хорошо.
- Нам нужны такие незначительные инциденты, чтобы предотвратить серьезные аварии, в которых могут пострадать люди, - рассказывает автор ОБЩЕГО ПРОСТРАНСТВА. - Моя система работает хорошо, потому что существует опасность, и все участники движения несут ответственность за свои действия, трезво оценивая собственный риск.
Свою схему инженер сравнивает с катком:
- Конькобежцы на льду все решают сами за себя, и это работает прекрасно. Я не анархист, но не люблю правила, которые неэффективны, и уличную технику, которая говорит людям, как им себя вести.
Вместо строгих правил водители Драхтена взяли собственную безопасность и безопасность других в свои руки. В результате в условиях АНАРХИИ все участники движения стали предельно осторожными, они двигаются медленнее, но, тем не менее, называют эксперимент успешным - все с удивлением обнаружили, что со снижением скорости стали добираться до нужного места быстрее.
- Типичная ошибка дорожных инженеров состоит в том, что когда с дорогой начинаются проблемы, они всегда пытаются что-нибудь добавить, - поясняет Мондерман. - На мой взгляд, в таких ситуациях гораздо лучше что-нибудь убрать.
Два года назад американский журнал Wired сообщил, что метод Мондермана начал распространяться по всему земному шару: опыт перенимают в Австрии, Дании, Франции, Германии, Испании, Швеции, Великобритании и даже в США.
- По-моему, существует только один способ проверить идею моего проекта. Смотрите, сейчас я вам покажу, - с этими словами Мондерман, заложив руки за спину и глядя строго под ноги, выходит прямиком на площадь с оживленным движением. Поток автомобилистов, велосипедистов и пешеходов вокруг него тут же замедляется, инстинктивно уступая дорогу.
http://www.membrana.ru
От себя добавлю, что Голландия возвращается к той практике, которая испокон существует в Сирии. Там тоже нет светофоров и чрезвычайно редки полицейские-регулировщики. На первый взгляд, автомашины ездят в арабских городах (а население Дамаска составляет около 2-х млн. чел.) как попало и потому все отчаянно сигналят. При этом местные жители переходят улицы там, где им удобно, на дорогах полно велосипедистов, мотоциклистов и даже... тракторов, которые зачастую смело едут навстречу машинам. Однако никто никого не давит, пробок нет. А улицы там не чета нашим, уже в два раза и очень извилистые. Соответственно и скорости автомобилей значительно ниже. Однажды я сел в такси и довольно скоро оказался в другой части города, хотя постоянно было ощущение, что мы сидим в огромной автомобильной пробке. Автотранспорта же в Сирии очень много - пркактически у каждого. Машины от самых современных и дорогих (дважды видел супернавороченные Хаммеры) до трехколесных "гробов" 50-летней давности. Такие же и мотоциклы. А велосипеды почти исключительно китайского производства модели, которая была разработана еще в 1930-е годы и с тех пор не модернизировалась.
Этот стихийный дорожный порядок по-моему только нами и нарушался: российскую группу всегда вежливо пропускали на поворотах и уступали дорогу даже тогда, когда мы по ошибке выезжали на встречную полосу. А если попадался полицейский, то он вообще ради нас блокировал все движение.
За две недели путешествия мы пересекли всю страну с юга на север и не видели ни одной аварии, а также эвакуаторов, авторазборок и кладбищ разбитых автомобилей. Хотя лихачей на сирийских дорогах тоже хватает (на автобанах для легковых автомашин разрешена скорость 110 км/час.). Понятно, что народ там непьющий. Но и повышенная бдительность, как в Голландии, также защищает от аварий.