(Читать гнусавым голосом)
«Diehard Entertainment Group»
in association with
«KP Pictures»
presents
«Conquest of the Kan River» (Покорение Кана)
Роли исполняют:
Норвег – Петров Александр
Койот – Петров Сергей
Nox – Войткевич Владимир
Кайман – Сараев Алексей
Max_tech – Теплюк Максим
КП – Поддубный Константин
Пролог.
Дурная голова ногам покоя не даёт. (народная мудрость)
Эта
история началась почти ровно год назад, когда шестеро байкеров, совершавших кольцевой велопробег Красноярск-Сосновоборск-Кедровый-Хвойный-Жандат-Кускун-Красноярск, приехали в почти заброшенный посёлок Кедровый, некогда славившийся крупным процветающим лесхозом, и у местного старосты случайно узнали о том, что из посёлка можно добраться до моста через Кан, и порогов, находящихся на нём. Правда, староста предупредил, что мост давно уж сгорел, а раньше можно было без проблем перебраться на правый берег и потом доехать до сверхсекретного города Зеленогорск, не отмеченного на топографических картах Красноярского края. Правдивость слов старосты Кедрового подтвердил и дед Аркадий, бывший лесничий Уярского района, ныне проживающий в заброшенном посёлке Хвойный. Дед Аркадий поведал о том, что после войны здесь на лесоповале работали ссыльные литовцы, затем таджики. Они и проложили здесь дороги и даже отсыпали их мелким гравием. Также он рассказал о том, что недалеко от Кана есть посёлок Дальний, где якобы раньше существовал мраморный карьер, который после выработки стали использовать в качестве хранилища жидкого ОЯТ с необходимыми для этого атрибутами, а именно колючей проволокой и ротой солдат, вооружённых автоматами. Дед предупредил, что сейчас там никого нет, охрану давно уж сняли, колючую проволоку растащили местные жители, но там может быть высокая радиация. Неизвестно, насколько его слова соответствуют действительности, так как эту информацию не смогли подтвердить другие жители этого района. Впрочем, не смогли и опровергнуть, сославшись на то, что-де вроде что-то такое слышали…
Как бы там ни было, дорога до Кана представляла для нас определённый интерес, поэтому в начале ноября прошлого года была предпринята
попытка добраться по ней до реки, но из-за выпавшего накануне большого количества снега, байкерам пришлось вернуться и совершить поход по маршруту Камарчага-Жандат-Хвойный-Кедровый-Сосновоборск.
Ещё одна попытка покорения Кана была предпринята минувшим летом, но из-за затяжных дождей поход пришлось отложить до лучших времён.
Насколько лучшими стали времена, судить не берусь, но на конец августа была запланирована третья попытка покорения непокорной реки. Августовская погода не очень-то благоприятствовала походу, но откладывать его уже было нельзя, разве только что на следующий год... Впрочем, нет худа без добра, дождливая погода и предполагаемый лосиный характер похода оттолкнули многих потенциальных участников, так что накануне часа Х заявилось восемь участников, а в конечном итоге их оказалось только шестеро. Все уже прожжённые лоси, не боящиеся ни жуткого количества грязи, ни постоянно мокрых ног… Единственным новичком был Nox – байкер из Железногорска, который уже успел побывать в велопоходе двумя неделями раньше и, кстати, тоже к Канским порогам, правда, другим. Во время того похода Вова показал, на что он способен, так что сомнений в том, что он осилит нынешнюю велопрогулку, не было. Вдобавок, Вова вместе с отцом занимается охотой, привычен к аскетичной жизни, хороший следопыт и поэтому был (и стал!) неоценимым помощником.
Глава 1.
У природы нет плохой погоды.
Вот уже неделю периодически шли дожди, и только к пятнице стало более-менее сухо, правда, сомневаться в том, что предстоящая дорога будет «несколько» грязной, не приходилось. Разумеется, в полночь между 25 и 26 августа 2006 года поднялся сильный ветер, принёсший с собой тучи с дождём…
К утру ветер несколько утих, но всё равно оставался ещё достаточно сильным. По небу проплывали низкие облака, пока выглядевшие неопасно. Проснувшиеся в 5 часов утра байкеры наскоро позавтракали, побросали в рюкзаки то, что не собрали с вечера. Кайман позвонил Косте и сообщил, что они с Вовой из-за встречного ветра выезжают пораньше.
Пока заколюченцы боролись с ветром, а Кайман попутно учил ездить Вову на колесе, Костя подъехал к гаражу Петровых, где Койот уже закрывал дверь автовелохранилища. Как по заказу, из наползшей чёрной тучи начал накрапывать дождик. В половину седьмого троица сосновоборских байкеров вышла на широкую дорогу и стала поджидать железногорцев. Норвег заметно нервничал, ведь за полтора часа им предстояло преодолеть до станции больше двадцати километров против встречно-бокового ветра. Костя позвонил Кайману и выяснил, что ЗАТОвцы уже на подъезде. Действительно, не прошло и пяти минут, как байкеры подъехали к месту встречи. Краткий заслуженный отдых для вновь прибывших, и пятёрка велолосей выстроилась в цепочку друг за другом, минимизируя потери на сопротивление воздуха. И хотя скорость была не очень высокой, не больше 24 км/ч, Кайман через пять километров стал заметно отставать, видимо, усталость начала давать знать о себе. Норвег несколько раз пытался посадить его к себе на колесо, но Кайман всё равно отставал, не выдерживая темпа. К тому же прекратившийся было дождь начал идти с удвоенным энтузиазмом. Ехать на колесе стало не очень приятно – брызги впереди едущего велосипедиста попадали прямиком на следующего за ним. Когда байкеры подъехали к повороту на Маганск, оставалось пятнадцать минут до электрички на станции Базаихе. Проехать ещё пару-тройку километров, конечно, можно было попытаться, но решили не рисковать и не напрягать Каймана понапрасну, поэтому отправились на платформу «Сады», находящуюся в 20 метрах от автодороги. Электричку пришлось ждать почти полчаса. Позвонил Макс и сообщил, что едет один в первом вагоне, что означало, что Оя и Андрей Бузов отказались от затеи покорения Кана. По словам Максима, дачников в вагоне было немного. Зато на платформе, где пятёрка наших героев ожидала прибытия электрички, дачного люда становилось всё больше и больше.
Когда электропоезд прибыл на платформу, стало ясно, что все пятеро не смогут залезть в один вагон, так что Костя и Норвег полезли во второй вагон, а Кайман, Нокс и Койот – в третий. Дачники с пониманием отнеслись к вынужденному соседству с не очень чистыми железными конями и даже охотно вступали в разговоры с байкерами, рассказывая им всякие истории (преимущественно про своё велосипедное детство). Как и предсказал Костя, первая половина дачников сошла в Маганской, вторая половина – в Сорокине, а третья – в Таёжном, так что вагоны практически опустели, и байкеры наконец-то разместились с комфортом и позавтракали во второй раз, кому что Бог послал. Кому-то он послал бутерброды с паштетом, а кому-то – блинчики
После полуторачасовой езды электропоезд прибыл на конечную станцию – Камарчагу. Остававшийся в вагонах народ как ошпаренный помчался на поджидающий неподалёку автобус (скорее всего идущий до Нарвы). Зато байкеры вышли из вагона неспешно, вспоминая посадку на поезд в Юрге после первомайской покатушки
Байкеры прямиком отравились в магазин, находящийся неподалёку, чтобы закупить необходимые продукты, ассортимент и количество которых были определены ещё в электричке. Попутно выяснилось, что Костя и Норвег проехали нахаляву – хоть они и приготовили деньги для проезда (на платформе Сады не было билетной кассы). Зато трёх других байкеров, ехавших в третьем вагоне, оштрафовали как зайцев. Оказалось, контролёры сами предложили заплатить штраф (100 рублей за троих), так как билеты стоили ощутимо дороже (около 60 рублей на каждого). Тут выяснилось, что на шестерых у нас три палатки, общей вместимостью 10 человек. Оказалось, что Костя нещадно ступил, написав на форуме про две двухместных палатки (свою и норвежью), имея в виду четырёхместки. Макс понял это буквально и потому захватил свою двухместку. Так как байкеры не планировали возвращаться обратно в Камарчагу, оставить лишнюю палатку у кого-нибудь в посёлке было нельзя.
В магазине оказалась очередь, постояв в которой пять минут, байкеры решили ехать до следующего магазина, который оказался всего в двадцати метрах от предыдущего. Там очереди не было, зато ассортимент был неподходящим – отсутствовала абаканская тушёнка высшего сорта
Отправились в следующий магазин, находящийся чуть поодаль. В этом магазине очереди не было, а ассортимент продуктов был более чем достаточным. Сбросились по 200 рублей, а продуктов накупили на тысячу с небольшим. Случайностей не бывает – лишние 200 рублей потом были возвращены владельцу, но об этом чуть позже. Ещё один знак: когда все разобрали гору продуктов, выяснилось, что Койоту ничего не досталось. Когда он спросил, почему ему ничего не оставили, все кинулись сплавлять ему свою долю консервов и круп
Похоже, что здесь дождя не было. Дул сильный западный ветер, гоняя по небу облака и чёрные тучи. Как ни странно, ветер этого направления пока не мешал байкерам. Они отъехали от Камарчаги на пару километров до первых деревьев, где парни изобразили из себя кобелей. Из набежавшей тучи начала сыпаться снежная крупка. Снег был лучше, чем дождь, так как он отскакивал от одежды. Правда, благодаря сильному боковому ветру левые щёки байкеров стали гореть из-за несущихся ледяных кристаллов. Повернули направо, согласно указателю «Тертеж». Ветер стал попутным(!), что, разумеется, не могло предвещать ничего хорошего. Вова, быстро понявший все прелести езды на колесе, практически не отставал от Кости, хотя тот то и дело лавировал между лужами, находящимися на отличной прокатанной гравийке, которая вскоре превратилась в полуразрушенную бетонку. Доехали до моста через реку, оказавшуюся (согласно карте) Есауловкой, да-да, той самой, которая протекает рядом с Сосновоборском.
Подождали отстающего Каймана, который сразу по приезду отправился в кусты охотиться на ёжиков.
Миновали Тертеж, где байкеры словили первую, но далеко не последнюю грязь – возле посёлка проложили нефтепровод и строящие его машины намесили жижу. Выехали на старую трассу М53, где можно было ехать хоть пятеро в ряд. Здесь на протяжении пары километров совпали сразу четыре байкерских счастья – под гору, по ветру, по асфальту и БЕЗ МАШИН!
Счастье не бывает долгим, вскоре спуск плавно перешёл в подъём, на вершине которого старая трасса соединялась с новой, по которой один за одним мчались автомобили, в том числе огромные фуры и автобусы. Шиковать не приходилось – байкеры ехали по самому краешку асфальта, а на крутом подъёме возле Тингина даже по обочине – ширина дорожного покрытия в этом месте небольшая, а поднимающиеся машины старались держаться правее, чтобы пропускать несущийся вниз поток автомобилей. На вершине подъёма байкеры немного перекусили и отправились дальше, стараясь как можно быстрее покинуть слишком оживлённую федеральную трассу. Спустились вниз к Жандату и съехали с асфальта на грунт, а перед этим Костя надел поверх своих абсолютно новеньких велотуфлей супермодные бахилы от известного дизайнера Андре Буззи. Чтобы не сильно пачкать байки на вязкой и липкой глине, старались ехать по траве на кромке дороги. Так бы нормально и добрались, если бы прошедшие здесь нефтепроводопрокладчики не разбомбили остатки и без того убитой дороги. Ехать было невозможно в принципе. Грязь была настолько липкой, что буквально после пары оборотов колёс они перестали вращаться, так как грязью были забиты абсолютно все промежутки между ободом и перьями или вилкой. С горем пополам добрались до окраины посёлка, где худо-бедно можно было ехать. Костя с Норвегом доехали до водокачки, где традиционно устраивался перекус. Постепенно подтянулись остальные байкеры, за исключением Койота. После десяти минут ожидания, на его поиски пешком отправился Макс. А в это время Кайману опять приспичило поохотиться на ёжиков, и чтобы впредь отбить у него страсть к охоте, Костя дал своему товарищу пять таблеток активированного угля. Спустя четверть часа вернулся Макс и сообщил, что у Койота при въезде в посёлок сломался переключатель. Не петух, который Койот возит про запас, а именно переклюк. И хотя шансы добраться до Кана из-за ГРЯЗИ стали очень призрачными, решили ехать дальше, а Койота отправить домой, отдав ему одну из палаток и забрав у него котлы и продукты. Норвег и Костя пошли к оставленному байкеру.
Перевёрнутый байк Койота стоял возле одного из домов, а на лавочке возле ворот уже сидели зрители из местных и внимательно наблюдали за манипуляциями байкера. Хотя сильно там нечем было манипулировать – при попытке Койота поехать, задний переключатель попал в спицы, при этом погнулся петух, а также сломалась одна из перекладин рамки и одна из перекладин на самом переключателе. Петух можно было выправить или даже заменить запасным, но вот запасного переключателя, причём СРАМа, почему-то ни у кого не оказалось. Теоретически, можно было сделать односкорстной байк (синглспид) типа «Урала», убрав переключатель вообще и укоротив цепь, но, предвидя характер дальнейшей дороги, это было бы не совсем разумным. Узнав у любопытных зрителей расписание электричек (20:20) и расстояние до Балая (6 км), Норвег и Костя забрали у Койота котелки, провизию и GPS-приёмник, отдав вместо них четырёхместную норвежскую палатку и двести рублей на проезд, и пожелали своему собрату успешно добраться до дома.
Байкеры вернулись к водозабору, поведали остальным грустную историю о безвременном выходе Койота из путешествия, перекусили салом с хлебом и поболтали с крановщиком стоящего неподалёку автокрана. Крановщик рассказал, что он ждёт машину, чтобы погрузить на неё огромную катушку с кабелем. Оказалось, что здесь меняют грозовой кабель на ЛЭП на современный, снабжённый оптоволокном. Норвег вспомнил, что где-то слышал о грандиозном проекте японцев, которые занимаются прокладкой оптоволоконного кабеля через всю Россию по линиям электропередачи. Но рассказами сыт не будешь, поэтому байкеры, потеряв два часа времени, отправились дальше. Грунтовая дорога представляла из себя грязную кашу. Машины, работающие на ЛЭП, постарались сделать на ней как можно более глубокие колеи, которые с удовольствием заполнила небесная влага. Впрочем, если ехать аккуратно, то можно было ЕХАТЬ, а не идти пешком, тем более что дорога шла под гору. Едущий первым Костя предпочитал те дороги, которые шли параллельно основной и проходили прямо по полю – передвигаться по примятой траве было гораздо легче, чем по глине. Одна из таких дорог привела группу к покосу. На одном из стогов сидели мужчина и двое детей. Эта троица прошла мимо байкеров, когда те стояли возле водозабора в Жандате, а теперь отдыхала и перекусывала. Судя по внешнему виду, это были грибники. Троица с немалым интересом рассматривала байкеров, и мужчина поинтересовался, куда они держат путь.
- В Хвойный, - ответил Костя, почему не желая раскрывать истинную цель путешествия.
- За грибами? - спросил грибник.
- Вот ещё!
- А что в Хвойном?
- Дед Аркадий! Знаете такого?
- Кто ж его здесь не знает? А потом?
- Потом поедем в Кедровый.
- За грибами?
- Да не нужны нам никакие грибы!!! А вы знаете, есть ли дорога отсюда до Кана?
- Не знаю. А что там, есть грибы?
- Не знаю. Лучше скажите, где основная дорога, а то здесь тупик.
- Да здесь недалеко, - махнул в сторону грибник.
Дорога действительно оказалась всего в двадцати метрах, но из-за высокой травы её не было видно с места диалога. Проехали ещё несколько километров до ЛЭП, после чего дорога заметно улучшилась, теперь можно было ехать прямо по ней, не опасаясь грязи. В стороне стояла какая-то машина, байкеры заметили, как на верхушке одной из мачты ЛЭП вращается колесо. При более внимательном наблюдении оказалось, что это идёт прокладка того самого грозового кабеля с оптоволокном.
На подъезде к Каракчулю дорога стала полным месивом. Пришлось спешиться и аккуратно пройти глубокие колеи, заполненные до краёв водой. Мост через речку представлял собой убогое зрелище – плиты неслабо перекосило то ли половодьем, то ли автотранспортом. Рядом с мостом было хорошо заметно кострище – здесь в ноябре прошлого года байкеры устроили привал на обед. Пешком преодолев небольшой подъём в горку, байкеры проехали немного и устроили пикник на обочине. Точнее прямо на дороге, разведя на ней костёр – не для готовки, а просто чтобы было веселее. Пока Максим для всех намазывал паштет на хлеб, остальные чистили палками свои велосипеды – грязь налипла везде где только можно и нельзя. Кайман пошукал в своём рюкзаке и достал бутылку водки. Сделав всего по одному глоточку, байкеры пообедали сухим пайком. Пока ребята кушали, мимо них прошли всё тот же мужчина с детьми. Чуть позже мимо обедающих проехал мотоцикл с коляской в которой, по-видимому, находился короб с грибами. Как тут смог проехать мотоцикл вместе с водителем и женщиной на заднем сиденье – ума не приложу
Дальше дорога была лучше, без спусков и подъёмов она шла через лес и была убита только в тех местах, где буксовали застрявшие машины. Опять догнали уже знакомых грибников. Ехавшие впереди всех Костя и Вова останавливались на развилках, чтобы дождаться остальных ребят. На одной из таких развилок Вова обнаружил целую поляну с костяникой. Плоды были очень крупными, спелыми и вкусными, ребята ползали на карачках и буквально горстями отправляли лесную ягоду в рот. Через несколько километров дорога под острым углом вышла на разбитую грунтовку, очевидно, здесь прошло ощутимо большее количество автомобилей. Кусок в сто метров пришлось пройти пешком, затем начался пологий спуск, по которому можно было ехать. Впереди появилась поляна, и вдруг Костя затормозил – на поляне находились дома, что означало только одно – посёлок Хвойный. Туда нам не было нужно. Сверившись с картой и ГПСом, выяснили, что нужный поворот на Речку находился справа от развилки, в то время как группа поехала налево. И хотя карта утверждала, что от Хвойного существует дорога до Речки, ребята решили не рисковать и поехать по уже разведанной в ноябре дороге. Вернулись назад, миновали место ноябрьской ночёвки и выехали к перекрёстку. Здесь дорога была не в пример лучше – заросшая травой грунтовка, по которой недавно прошла машина и примяла траву. Грязи на этой дороге практически не было, более того, она шла под уклон, так что впервые после асфальта удалось разогнаться до 22 км/ч. К тому времени Вова отстегнул оба ободных тормоза за ненадобностью, более того, они забивались грязью и сильно мешали. Костя знал, что едущий сразу за ним Вова несётся без тормозов, поэтому старался тоже не тормозить, просчитывая дорогу на десятки метров вперёд. Впрочем, как уже упоминалось, дорога была хорошей, без ям и колдобин, единственное, чего следовало опасаться – поваленных деревьев, но, к счастью, таковых не оказалось. Но тут дорога подошла к другой, более прокатанной, оказавшейся гравийной. Костя с удивлением остановился, за ним по методу Флинтстоуна остановился Вова. К сожалению, мелкий гравий за многие годы смешался с глиной и теперь представлял собой что-то вроде пластилина или строительной замазки – колёса велосипедов вмиг потяжелели на пару-тройку килограммов. Забегая вперёд, скажу, что за время этого похода мы хорошо изучили поведение мелкого гравия при разной степени насыщенности водой, угла наклона дороги и даже стороной света.
Итак, мелкий гравий вперемешку с глиной представляет собой в сухом состоянии нечто вроде асфальта. Если прошёл небольшой дождь, глиногравий становится пластилинообразным и начинает прилипать к колёсам, да так, что при попытке очистке его палкой последняя ломается. Если прошёл сильный дождь, то смесь гравий-глина становится жидкой и перестаёт липнуть к колёсам. Определить состояние глиногравия визуально не представляется возможным, это можно только прочувствовать, проехав по нему. Ещё одно состояние смеси гравий-глина – зыбучее. По внешнему виду это очень твёрдая поверхность, но если попасть на неё ногой или колесом, то можно провалиться по колено или по ось соответственно. Если дорога имеет уклон, то с южной стороны пригорка глиногравий липкий, а с северной – твёрдый. Ещё одно наблюдение – чем выше скорость, тем меньше налипает. Короче, думаю, что, изучая фазовые состояния смеси глины и гравия в Уярском районе Красноярского края, можно защитить кандидатскую или даже докторскую диссертацию.
Подъехали к какому-то болоту, где на погибших деревьях обильно свисали лишайники. Чуть позже выехали на небольшую полянку, где слева подходила заросшая травой лесная дорога, судя по следу, по ней недавно проехал автомобиль. Согласно карте, эта дорога должна была выходить в аккурат к Хвойному. Чуть дальше справа и слева были поляны, заросшие крапивой. Очевидно, что здесь когда-то были дома, ещё о присутствии здесь жилья напоминали одиноко стоящие столбы. За поворотом появилась какая-то река, на которой был виден порог. Вода с шумом и брызгами перекатывалась по крупным камням.
На Кан эта река не была похожа – шириной не вышла. Карта утверждала, что это Балай. Тем не менее близость Кана уже чувствовалась – во-первых, дорога шла вниз по течению, во-вторых, справа и слева появились скалы.
К тому времени практически все уже имели мокрые и грязные ноги, в кроссовках и ботинках хлюпала вода и квакали жабы. Например, Норвег попытался с ходу проехать по колее, но переднее колесо зарылось в глубокой яме, Норвег выставил ногу, которая по колено ушла в вязкую холодную жижу. Только Костины ноги оставались до сих пор более-менее сухими – бахилы от кутюрье Буззи реально защищали от влаги и грязи. Более того, когда Костя последовал примеру Норвега и, заваливаясь набок, поставил ногу прямиком в лужу, вода не успела проникнуть сквозь прорезь для шипа. Спасибо тебе, Андре! (Кстати, жду гонорара за рекламу
)
На дороге Вова заметил следы лося или коровы. Чуть позже Костя засомневался в версии лося, так как осторожное таёжное животное вряд ли ходило бы по дороге, это было больше похоже на корову, которую хлебом не корми – дай походить по дорогам. Чем дальше, тем лосиных-коровьих следов становилось больше. К ним добавились собачьи-волчьи. Стало очевидным, что вот-вот появится человеческое жильё. Действительно, за очередным поворотом появились дома. Много домов. Часть из них были заброшены и заколочены, но часть – вполне жилые. Лаяли собаки, мычали коровы, но людей не было нигде видно. Возле посёлка, а это была Речка, дорога была основательно разбита колёсами машин и копытами крупного рогатого скота, поэтому опять пришлось идти пешком. Снова поехали, минуя навесы с сеном и стайки с баранами, коровами, овцами, лошадьми. В одном месте дорогу обильно удобрили конским навозом, и проехавший по ней Костя уделал свой велосипед от руля до задних перьев, после чего характерный сельский аромат ещё долго преследовал группу байкеров.
Миновали весь посёлок, так и не встретив ни единой живой человечьей души. На околице устроили привал и перекус – паштет, сайра, хлеб. Так как время перевалило за восемь вечера, Костя решил, что нужно проехать ещё полчаса и начать искать место для ночлега рядом с ручьём. Норвег и Кайман не были согласны и хотели ехать до девяти, забыв, однако, что к этому времени будет уже совсем темно. Поднялись на очередной пригорок и поехали вниз, где заметили посреди большого поля поднимающийся сизый дымок из трубы. Здесь стояли трактор и вагончики. Навстречу велосипедистам выбежали заливающиеся лаем собаки в количестве пяти штук, три из них – ещё щенки-подростки. Из одного вагончика вышел мужик.
- Костя, - протянул для пожатия руку Костя.
- Санёк, - ответил мужик.
- А что здесь такое?
- Лес валим.
- А дорога на Кан здесь есть?
- Ага. Дорога находится немного выше. Недавно туда УАЗик прошёл.
- А ручьи там есть?
- Есть, недалеко отсюда.
- А вы знаете дорогу до Кедрового?
- Да, была там когда-то дорога, а сейчас там бурелом, вы там не пройдёте.
- А питьевая вода у вас есть? (К тому времени запасы вода практически у всех подошли к концу).
- Да.
- Угостите?
- Конечно!
Мужик открыл один из бидонов, зачерпнул ковшиком воду и наполнил четыре бутылки из-под Хан-Куля.
- Спасибо! Всего доброго!
Байкеры отправились восвояси, сопровождаемые эскортом лающих собак. Дорога действительно была немного выше, на ней были хорошо заметны свежие следы автомашины. Кое-где дорога была просто хайвеем, кое-где – непролазным болотом. По хайвею ехали, по болоту шли, пока не проехали мост через ручей. Согласно карте это был последний ручей, дальше дорога шла по хребтам. Чуть поодаль от моста была небольшая полянка, где вполне можно было устроить лагерь. Ехавшие первыми Вова и Костя решили остановиться именно здесь и начать разводить костёр, так чтобы у подъехавших позже и желающих следовать дальше Норвега и Каймана уже не было выбора. К слову сказать, место для ночёвки было выбрано идеальным – дальше действительно больше не было ручьёв с питьевой водой.
Интересно, о чём думают и куда смотрят байкеры когда едут? Отстающая троица, минуя мост через ручей, не только его не заметила (хотя края плит моста сильно торчали из грязи), но и не услышала журчания воды. Вова первым делом взял топор и отправился за сухими дровами, Костя выбирал место посуше для установки палаток и костра. Тут вдалеке послышался шум двигателя, он приближался со стороны дороги к Кану. Это оказался УАЗ, который нырял в большие лужи, поднимая кучу брызг. Костя вышел поближе к дороги и поднял руку. УАЗ остановился, внутри сидели пятеро весёлых молодых людей, на переднем пассажирском сиденье – девушка.
- Эта дорога идёт к Кану? – поинтересовался Костя.
- Ага, - ответил водитель.
- Сколько до него километров?
- Двадцать.
- А вы сейчас едете оттуда?
- Нет, мы до него не доехали. Но я неделю назад ездил до конца.
- Дорога приходит прямо к мосту?
- Ну, мост уже давно сожжён, но дорога подходит прямо к нему.
- Там дальше ручьи есть?
- Ну, вроде были. (На самом деле их не было).
- Дорога-то хоть проезжаема?
- Нифига! – вступила девушка. – Но вы на велосипедах проедете, а где не проедете, там пройдёте.
Впервые байкеры услышали от местных, что на велосипеде можно проехать там, где не проедет машина. Обычно рассуждают строго наоборот.
- А оттуда есть дорога в Кедровый?
- Да, есть, - ответил водитель.
- А в каком она состоянии?
- В нормальном, я там видел след УАЗика с асфальтовой резиной.
- А до Кедрового сколько километров?
- Километров восемнадцать.
- А как вы вообще здесь проехали, ведь там немного позади болото и полная жопа?
- Да офигеть как! – смеясь, ответила девушка.
- Ну ладно, тогда удачно вам добраться!
- И вам тоже!
Весёлая компания отправилась дальше, рассекая лужи болтающейся вправо, влево, вверх и вниз машине. И ещё долго байкеры слышали рёв двигателя где-то в районе болота, видимо, УАЗ там всё-таки увяз.
Пока Вова готовил рогатины для костра, Костя расстилал палатку, Макс сходил за водой, Норвег и Кайман пилили сухостой. Сухие сосновые дрова горели как порох, вода закипела в аккурат с приходом темноты. Суп варили в меньшем котле, оставив больший для чая. 600 граммов риса, три банки тушёнки, полпакетика сушёных овощей от Магги, полпакетика сушёных тараканов (барбариса). Супчик получился вкусным и его (в кои-то веки!) хватило на всех. Даже съели по добавке, и всё равно осталась одна порция (как раз на Койота, который уже подъезжал на электричке к Красноярску). Ужин Косте омрачала потеря деревянной ложки из можжевельника, которую он перед готовкой достал из рюкзака и положил в карман. Когда пришло время помешивать суп, ложки в кармане не оказалось, видимо где-то выпала. Ложка не нашлась даже после объявления о награждении в виде дополнительной пайки еды. Искать её в темноте в траве было бесполезно
Спасибо Кайману, который дал напрокат свою ложку, которую Костя тут же засунул в карман и на этот раз застегнул, чтобы не выпала. Когда пришло время ужина, Костя стал есть суп ложкой, которую ему дал для готовки Вова. Володя скромно попивал горячий суп из кружки, стесняясь попросить Костю вернуть его имущество. Кайман тоже не ел, ожидая пока освободится ложка, мирно покоящаяся в кармане Костиной куртки. Вова сходил к ручью и набрал смородиновых веточек, которые добавили в чай. Чай получился очень ароматным. Норвег пустил по кругу фляжку с коньяком, похищенную у Койота.
- Примерно так было на канале? – спросил Норвег у Кости, имея в виду прошлогодний
велопоход вдоль Обь-Енисейского соединительного водного пути.
- Не-е-е-е, там было проще. Во-первых, идти по болоту легче – хотя ноги находятся постоянно в воде, она тёплая. Во-вторых, грязи там не было, ну налипнут там водоросли и тина, почистишь их – и байк как новенький. А можно было и не чистить – растительность не мешала ни езде, ни торможению. Вот только комары и мошки сильно докучали, но мы были в накомарниках, так что тоже переживаемо. Кстати, если сунуться сюда в начале лета, то комаров, похоже, будет не меньше, чем на канале.
Костя ещё немного рассказал про смешные и забавные случаи из того похода. Небо прояснилось, на небе стали видны мириады звёзд. Очень хорошо был заметен Млечный Путь. То там, то сям проносились искуственные спутники Земли. Костя, а затем и Вова отправились спать. Норвег решил поиграть в норвежского же бобра и распилил, а затем наколол все брёвна, которые приготовили для костра. И хотя Кайман клятвенно обещал ночью сухую погоду, Костя попросил Норвега всё-таки спрятать дрова под полог палатки, и, как оказалось, не напрасно. Как только Норвег закончил свою работу, начал накрапывать дождик, который продолжался в той или иной степени всю ночь.
(to be continued...)