В путешествии участвовало 19 человек.
Вечером у поезда нас хорошо проводили друзья-байкеры. Заняв полвагона, без происшествий утром следующего дня мы добрались в Абакан. Все, как обычно. Выгрузились, заменили спицу у Виктора, потусовались, потом поехали смотреть город. Убили время по пр. Ленина, посетили парк отдыха и к 9.00 были в картинной галерее - naima накануне договорилась. Всем понравилось.
К 10 часам подъехали в краеведческий музей. Но там почему-то не очень получилось: экскурсовода перехватили иностранцы, а самим бродить по залам было не очень интересно. Кроме выставки уникальных собраний, подаренных музею местной жительницей (Pashgan там был, он и расскажет).
Вскоре подъехал самый главный в Хакасии археолог В.П. Балахчин, который подробно рассказал, где и что нам искать на г. КунЯ, как лучше осмотреть Оглахты, а также про старинное и еще не копанное городище Узунхыр недалеко от Пригорска (
http://www.vecherka.ru/socium/2000 ) и про раскопки немецких археологов в Барсучьем Логу. Но мы туда не поехали из-за дефицита времени. Это уже на следующий раз.
После чего еще посетили железнодорожный музей - там уже была экскурсовод - толковая девушка. Заодно по паровозу полазили.
Через час подъехали к Усть-Абакану, где нас поджидал Stepan, журналист "Вечернего Красноярска" в Хакасии. Он и провел нашу толпу мимо сахарного завода (построен репрессированными женщинами в послевоенное время) по горе КунЕ, показал удивительной сохранности писаницы, остатки каменной крепости, голову скифской девушки и много чего захватывающе красивого, а также дорогу на с. Советская Хакасия. Куда мы и добрались только к 10 часам вечера. Но не все. Последние - глубокой ночью. Зато их торжественно встретили и прямо на дороге угостили коньяком с шоколадкой.
Ночевали в Доме культуры, варили на газовых горелках местную картошку с тушенкой, пили чай и еще кое-что, так что свет выключился только под утро.
В этот день никакого обещанного Гидрометцентром дождя не было, а, наоборот, светило солнце и временами было жарковато.
Утром, как обычно, зазвонили будильники сотовых телефонов и подняли слабых снова варить картошку с еще бОльшим количеством тушенки (и откуда она только берется?).
Потом я прокатился по деревне: поблагодарил председателя сельсовета, съездил к егерскому начальнику (в заповедник же едем), поискал старожила (но тот уехал свой скот пасти, так что мы с ним не свиделись).
После чего отдали ключ от ДК его хохяйке и двинулись на штурм горы Оглахты. Ничего на ней особого не увидели, зато были вознаграждены замечательным спуском, гонкой за лошадьми и душевным разговором с фермером. Облаянные собаками и охрюканным многочисленными свиньями, выехали за ограду запретной зоны и, большинством голосов при двух против решили ехать все же не писаницы искать, а выдвигаться к асфальту. Поскольку времени было уже в обрез. Однако горок пришлось проехать еще ох как много.
К 16 часам мы все же добрались до шоссе, всего 4 часа оставалось до поезда на 40 км. Никто не опоздал, приехали на вокзал вовремя и даже успели на оставшийся общак закупить пива. А также, как уже выяснилось в вагоне, коньяку, закуски всякой и дыню. Поскольку места у нас оказались аж в пяти вагонах, мы по-очереди посидели в некоторых и в конце-концов нашли пристанище вообще в чужом вагоне, где было свободное купе. Там нас и застукали за распитием спиртного транспортные менты, оштрафовав разливающих на 100 рублей каждого.
Зато в теплой компании каждый высказал свои самые яркие впечатления:
- горки в Хакасии бесконечны: за одной сразу же начинается вторая;
- удивительны пейзажи Хакасии, как на картинах Рериха;
- в Хакасии много художников;
- каменная голова скифской девушки. Она из-за любимого бросилась со скалы, но дух горы не принял ее смерть и оживил;
- жутко, когда менгиры вокруг тебя стоят и смотрят;
- горный ветер говорит голосом предков: вы пришли на мою территорию;
- когда ели сыр с изюмом, то всех торкнуло и они вдруг услышали готический рок;
- деревенский мужик накопал нам картошки в 12 часов ночи и, получив деньги, сразу же ломанулся в местный "бар";
- бесконечный восторг;
- костер, когда в ночи ждали отставших;
- не передать счастье, когда cb3 забирает твой рюкзак;
- чтобы попасть на писаницы, нужно много лезть в гору вместе с велосипедом;
- а чтобы увидеть писаницы, нужно сначала еще и пописать;
- когда сильно хочется есть, можно жарить в масле кузнечков, но ловить их на священной горе нельзя;
- копеечника в заповеднике нет, зато он есть в рюкзаке Архитектора (в виде спиртовой настойки);
- настоящих шаманов в Хакасии не и быть не может, потому что последнего НКВД расстреляло в 1937 г. и он свой дар никому не передал;
- "черные копатели" до сих пор вовсю грабят могилы древних хакасов;
- в 13-м веке здесь был карательный отряд Чингисхана и всех покорил;
- не все красные ягоды можно есть, многие из них ядовиты;
- а я все прозевала, потому что только на педали давила.
Может не все я запомнил на хмельную голову? Или переврал что?