| Архитектор, +0.5.
 Читаю "Зону" Довлатова.
 
 Лагерный язык - затейлив, картинно живописен, орнаментален и щеголеват.
 Он близок к звукописи ремизовской школы.
 Лагерный монолог -  увлекательное  словесное  приключение. Это -  некая
 драма  с интригующей завязкой,  увлекательной кульминацией и бурным финалом.
 Либо оратория - с многозначительными паузами, внезапными нарастаниями темпа,
 богатой звуковой нюансировкой и душераздирающими голосовыми фиоритурами.
 Лагерный  монолог  -  это  законченный  театральный  спектакль.  Это  -
 балаган, яркая, вызывающая и свободная творческая акция.
 Речь  бывалого  лагерника   заменяет   ему  все  привычные  гражданские
 украшения. А именно - прическу, заграничный костюм, ботинки, галстук и очки.
 Более того - деньги, положение в обществе, награды и регалии.
 Хорошо поставленная речь часто  бывает  единственным оружием  лагерного
 старожила. Единственным для него рычагом общественного влияния. Незыблемым и
 устойчивым фундаментом его репутации,
 ...
 Изысканная речь является в лагере преимуществом такого же масштаба, как
 физическая сила.
 Хороший рассказчик  на лесоповале  значит  гораздо больше,  чем хороший
 писатель в Москве.
 Можно  копировать  Бабеля,  Платонова  и  Зощенко.  Этим не без  успеха
 занимаются десятки молодых  писателей.  Лагерную речь  подделать невозможно.
 Поскольку главное ее условие - органичность.
 ...
 "Прислали к нам сержанта из Москвы. Весьма интеллигентного юношу,  сына
 писателя. Желая показаться завзятым вохровцем, он без конца матерился.
 Раз он прикрикнул на какого-то зека:
 - Ты что, ебнУлся?!
 (Именно так поставив ударение.)
 Зек реагировал основательно:
 - Гражданин сержант,  вы не  правы. Можно сказать - ебнулся, ебанулся и
 наебнулся.  А  ебнулся  -  такого  слова  в русском  литературном  языке, уж
 извините, нет...
 Сержант получил урок русского языка".
 Фрайер, притворяющийся вором, - смешное и неприличное  зрелище. О таких
 говорят: "Дешевка под законника капает".
 Искусство лагерной речи опирается на  давно сложившиеся традиции. Здесь
 существуют нерушимые каноны, железные штампы и бесчисленные регламенты. Плюс
 - необходимый, творческий изыск.  Это как в литературе.  Подлинный художник,
 опираясь на традицию, развивает черты личного своеобразия...
 Как  это  ни  удивительно,  в  лагерной речи  очень мало  бранных слов.
 Настоящий   уголовник  редко  опускается   до  матерщины.  Он   пренебрегает
 нечистоплотной  матерной скороговоркой. Он  дорожит  своей речью и  знает ей
 цену.
 Подлинный  уголовник   ценит  качество,  а  не  децибелы.  Предпочитает
 точность - изобилию.
 Брезгливое: "Твое место у параши" - стоит десятка отборных ругательств.
 Гневное: "Что же ты, сука, дешевишь?!" - убивает  наповал.  Снисходительное:
 "Вот  так  фрайер  -  ни  украсть,  ни  покараулить" - дезавуирует  человека
 абсолютно.
 В лагере еще жива форма словесного поединка, блистательной  разговорной
 дуэли.  Я  часто наблюдал  такие бои -  с  разминкой, притворной  апатией  и
 внезапными    фейерверками   убийственного   красноречия.    С   отточенными
 формулировками на уровне Крылова и Лафонтена:
 "Волк и меченых берет..."
 
 
 
 |