В списках населенных пунктов Енисейской губернии до 1919 г. ни один из ныне существующих населенных пунктов междуречья Базаихи-Маны не упоминается.
На карте волостей Енисейской губернии эта территория относится к Заледеевской, Кияйской и Вознесенской волостям
Береть, Унгут и пр. поселки на Мане, вероятно, возникли исключительно при Советской власти в связи с добычей леса.
Вот как об этом пишут старожилы.
До революции красноярские лесопромышленники Шарапов, Смирнов и ряд других предприимчивых купцов и торговцев, включая лесопромышленника Иона Лида, проводили заготовку и сплав леса по рекам Кан, Мана, Базаиха до города Красноярска.
Из воспоминаний старожилов известно, что в двадцатых годах прошлого века на правом берегу Маны было всего два домика, в которых проживали семьи Свищевых и Благодатских. А на левом – стоял барак, в котором, по-видимому, жили лесопромышленники, занимавшиеся кустарной заготовкой леса. Валка производилась двуручными пилами, вывозка на берег – лошадями, на волокушах. Заготовленную древесину связывали в плоты и сплавляли до устья реки Маны, а затем по Енисею до города Красноярска.
Советской республике для восстановления хозяйства в больших объемах нужен был лес, и страна стала переходить от кустарщины к плановой разработке. Основным поставщиком леса стала Сибирь, богатые лесные массивы которой были расположены в практически неосвоенных зонах, там, где нет ни дорог, ни жилья. Для освоения таких территорий нужна была рабочая сила. Ее поставляли сюда за счет семей, попадавших в то время под раскулачивание. Их везли из западных регионов России, Украины, а также с Алтая, Забайкалья. Это были трудолюбивые люди, ставшие жертвами политических репрессий. Со станции Камарчага их перевозили до поселка Нарва, расположенного на берегу Маны и дальше, выше по течению, грузили на плоты и сплавляли к местам поселения. Так, в 1929 – 1930 годах появились в Унгуте спецпереселенцы. Они были высажены на правый, совсем не обжитый берег. Раскулаченные строили землянки, шалаши, балаганы и жили вместе по 3-4 семьи.
Наверное, трудно найти еще такой поселок в районе, как Большой Унгут, где бы проживало столько национальностей. Основной костяк – это сосланные, раскулаченные с Украины, Забайкалья, Алтая. Об этом рассказано в газетной статье «Сердцу нет покоя» («Красноярский рабочий» от 11 августа 1989 года, журналист И. Воеводин): «У поселка Большой Унгут Манского района своя непростая история. В 1930 году сюда привезли раскулаченных с Украины. На следующий год – женщин с детьми из Забайкалья. Потом волна за волной пошли поляки из западных областей, греки, немцы, калмыки, финны, литовцы, белорусы. И называли этих людей, то врагами народа, то ссыльными, то спецпереселенцами и спецконтингентом. Потом в обиход вошли слова: «интернированные» и даже – «эвакуированные» в отношении некоторых. Но как ни называй этих людей, судьбы их связаны с массовыми репрессиями…».
С появлением механизмов лесозаготовки стали удаляться от берега вглубь таежных массивов. Для вывозки готовились ледяные дороги под однополозные сани, в которые погружали 18-20 кубометров леса. Тракторы Челябинского завода, переоборудованные на местное топливо – древесную чурочку, весьма пригодились в период Великой Отечественной войны, когда жидкое топливо нужно было фронту. Его не хватало даже на запуск двигателя. Поэтому на берегу Унгутки был построен скипидарный завод, обеспечивающий машины топливом для заводки. В довоенный период на этих тракторах работали мужчины: Николай Благодатский, Андрей Карепов, Иван Аликин, Григорий Хлебников, Николай Стародубцев, Леонид Горбунов, Дмитрий Швалюк, а также механизаторы Винник, Васильков, Федосеев, Карпов и ряд других товарищей. Но когда началась война, их заменили женщины, в то время молодые, хрупкие девушки: Шура Кабаненко, Соня Палей, Ольга Филатова, Эмилия Филиппович, Ирина Заворуева и другие. Тяжелые условия работы их не пугали, они знали, – лес нужен стране.
С окончанием войны началась усиленная механизация лесозаготовок, Унгутский мехлесопункт преобразовался в Унгутский леспромхоз. Стали поступать первые специальные трелевочные тракторы КТ – 12, работающие на твердом топливе – газочурке.
С годами более производительная техника меняла и технологию разработки лесосек. На валку леса стали поступать бензомоторные пилы «Дружба», которые вытеснили кабельные электропилы, что облегчило труд вальщиков. Они избавились от необходимости перетаскивания провода – работа стала безопаснее, производительнее.
Центральной усадьбой леспромхоза являлся поселок Большой Унгут. Увеличивающиеся с каждым годом объемы требовали расширения лесозаготовительной базы. Началось строительство новых лесопунктов: Лейбинского, Жержульского, Анголойского, Кершульского. В шестидесятые годы силами стройуправления был возведен мост через Ману, проложена дорога Угнут – Жержул и дальше – на Кершул. Развивающаяся база не могла быть оторвана от внешнего мира: районного центра – Шалинское, железнодорожной станции Камарчага, города Красноярска. Развернулось строительство хозяйственной дороги Унгут – Новоалексеевка – Кияй с выходом на трактовую дорогу Нарва – Шало. Заболоченные места устилались деревянным настилом, а после отсыпались грунтом.
http://manaadm.ru/?page_id=634&page=2