Несколько слов о ракетном топливе. Сведения об основных компонентах ракетных топлив не относятся к разряду секретных. Они опубликованы в многочисленных источниках, в том числе и в бюллетенях ВОЗ (Гидразин, 1996). В качестве основных элементов горючего в ракетных двигателях используются такие вещества, как несимметричный диметилгидразин (НДМГ), азотные окислители (азотный тетраоксид - АТ и азотная кислота - АК), углеводороды (керосин, нафтил и синтин), криогенные окислители (жидкий водород и жидкий кислород). Считается, что криогенные окислители не оказывают вредного воздействия на окружающую среду. Проблемы загрязнения последней связаны преимущественно с токсичностью для биоты НДМГ, АТ, АК и керосина, а также продуктов их деградации в почве, воде, тканях растений и животных.
Учитывая специфику РКД, необходимо заметить, что возникающие при этом проблемы экологического характера на гражданских объектах могут быть обусловлены несколькими причинами. Во-первых, это воздействие компонентов ракетных топлив и продуктов их сгорания как при штатных, так и при аварийных запусках непосредственно вблизи пусковых площадок. Во-вторых, загрязнение окружающей среды высокотоксичными компонентами ракетных топлив в районах падения отделяющихся частей ракет-носителей. В-третьих, замусоривание районов падения металлоломом. И, наконец, воздействие на верхние слои атмосферы, влекущее изменения в ее составе (в том числе и уменьшение, хотя и не очень существенное и продолжительное, озонового слоя).
Касаясь риска возникновения экологической дестабилизации на гражданских объектах, расположенных вблизи пусковых площадок ракетной техники, заметим, что он обусловлен преимущественно нештатными ситуациями при аварийных запусках, а также атмосферными переносами продуктов сгорания топлива, содержащихся в выбросах из сопел ракетных двигателей (Пономаренко..., 1996). Аналогичные ситуации весьма вероятны и в районах падения ОЧРН.
в топливных магистралях отделяющихся частей жидкотопливных ракет содержится масса опасных для человека и животных веществ. Это, в одних случаях, гидразин и его производные с азотным окислителем, в других - остатки углеводородного горючего (керосина). Азотный тетраоксид вызывает кислотные ожоги растений, гибель гидробиоты и микрофлоры почвы. Керосин, очень устойчивый в почве и почти не разрушающийся химическим путем, накапливаясь в водоемах, ведет, в конечном итоге, к уничтожению нерестилищ рыб. Но наибольшую опасность из множества компонентов ракетных топлив представляет гидразин, который, по данным экспертов Всемирной организации здравоохранения, являясь веществом 1-го класса, вызывает тяжелые отравления даже в малых дозах. По иронии судьбы, гидразин в небольших дозах выступает для растительности в роли удобрения. Но птицы, рыбы и дикие животные, поедающие эти растения и пьющие зараженную воду, становятся опасными для человека. Возникает драматическая экологическая цепочка «загрязненная среда обитания - растения - животные и рыба - человек». Опасно как вдыхание, так и поступление гидразина через кожные покровы и желудочно-кишечный тракт (Ю.М. Антонов, 1995; ВОЗ, 1996). Экспериментальные исследования на животных свидетельствуют о его канцерогенном и мутагенном эффектах (ВОЗ, 1996). Клиническая картина отравления гидразином зависит от пути поступления его в организм, дозы и длительности воздействия. Она настолько полиморфна (от легкой тошноты до тяжелых бронхоспазмов, нейротоксикоза и поражения печени) и настолько неспецифична, что трудно доказать, чем именно вызваны наблюдаемые явления. Верифицированный диагноз возможен лишь при определении в крови гидразина или продуктов его деградации (НДМГА).
Таким образом, реально наибольшую опасность для растительного, животного мира и человека представляет токсичное гидразиновое топливо в местах его пролива (районы падения ОЧРН и участки аварийных проливов вблизи пусковых площадок).
Наиболее серьезная проблема для медицинской науки и практики заключается в том, что при загрязнении среды обитания токсичными компонентами ракетных топлив существует реальная угроза для здоровья людей, проживающих на территориях, подверженных влиянию РКД.
Рекогносцировочные исследования в районах падения ОЧРН и подтрассовых зонах полета ракетной техники, проведенные специалистами Архангельской государственной медицинской академии совместно с бригадой врачей из г. Москвы, показали, что вероятность отравления компонентами ракетных топлив представителей животного мира и человека весьма высока. Население собирает на территориях, содержащих ОЧРН, грибы и ягоды, занимается охотой и рыболовством, а также использует их в качестве сенокосных угодий и выпасов для оленей. Имели место и нештатные ситуации, когда упавшая ступень перегораживала русло судоходной реки. Далеко не все ОЧРН локализованы, и определены не все координаты их падения. Это означает, что есть озера, на дне которых покоятся обломки ракетной техники, а вода этих водоемов заражена. В соответствии с данными паспортизации РП ОЧРН в отдельных воронках концентрации НДМГ достигают многих десятков ПДК даже через год после падения ступени. А как указывается в справочнике по гидразину (ВОЗ, 1996), это вещество представляет реальную угрозу живому даже в самых бесконечно малых дозах.
Применение комплекса биохимических, функциональных и морфологических методов позволило специалистам медакадемии обнаружить у большого числа обследованных признаки нарушений функции печени с явлениями ее функциональной недостаточности, выраженные анемии и лейкопении, а также явления эндогенной интоксикации неясного генеза.
И все же, несмотря на имеющиеся проблемы с оценкой причин негативных изменений в здоровье жителей районов, находящихся в зоне явного влияния РКД, можно с уверенностью говорить, что риск получить отравление в районах, где находятся поля падения ОЧРН, весьма высок.
_________________ Dictum sapienti sat est
|