В поисках идеала.
На сегодняшний день ассортимент велокомпонентов настолько широк, что велосипедисту зачастую очень сложно определиться с теми деталями, которые нужны именно ему. Попробуем разобраться в том, как подобрать соответствующие компоненты, в зависимости от стиля катания и исходя их индивидуальных особенностей райдера.
В ’60-х и ’70-х годах основными материалами, используемыми в велосипедах, были сталь и алюминий. Рамы в то время чаще всего делали из hi-ten или crmo стали, а рули, выноса и подседельные штыри из алюминия. Тогда даже самый серьезный гоночный дорожный велосипед весил около 11 кг, да и горные велосипеды тогда только появлялись и были весьма просты и тяжелы. Хотя в начале прошлого десятилетия МТВ догнали шоссейники как по весу, так и по технологичности.
Время не стоит на месте, а вместе с ним движется и прогресс. Для того, чтобы привлечь и удержать покупателя, производителям приходится следить за самыми последними тенденциями в науке, промышленности, разрабатывая новые материалы и технологии, это позволяет создавать продукцию, которая будет более востребованной на рынке.
В этой статье специалисты дадут полезные советы, следуя которым с легкостью можно определиться с выбором практически любого нужного компонента для вашего велосипеда. Попробуем вместе разобраться в современных материалах и том, что лучше подходит к тому или иному стилю езды на велосипеде.
Выносливость или прочность?
Для большинства потребителей выносливость является основным критерием для сравнения аналогичных деталей. Тем временем высокая прочность, как кажется, в полной мере может гарантировать приемлемую надежность детали, но на самом деле это не всегда так. Даже самые жесткие компоненты под воздействием сильных нагрузок нередко ломаются. Поэтому, главным нужно считать правильное соотношение между выносливостью и прочностью.
Часто прочность и выносливость взаимосвязаны между собой. Обычно, прочный материал более вынослив, а не наоборот, но не все так просто. Возьмем, к примеру, стекло. Этот материал очень жесткий, но из него не получится сделать даже руль из-за малой прочности и выносливости. Ломкая природа стекла также не позволит сделать из него подобающий вынос, подседельник и другие компоненты. Возьмем антипод стекла и рассмотрим каучук. Он намного менее жесткий, но зато более выносливый, его практически нельзя сломать. По понятным причинам каучук тоже не подходит для производства руля из-за высокой пластичности. Будем считать, что границы поиска необходимого нам материала заданы, попробуем определиться поконкретнее. Благодаря представлению о нужной комбинации необходимых для нас свойств.
А как быть с весом?
Естественно, что вес – также в значительной степени связан с прочностью, об этом известно еще из школьного курса физики. Поэтому, при подборе материала будем руководствоваться и этой характеристикой. Малый вес компонентов очень важен и нужно стараться уменьшить его до разумного минимума.
Основные условия катания
Все уважающие себя производители велокомпонентов проектируют свои изделия с таким расчетом, чтобы они как можно лучше сочетали в себе жесткость, прочность, выносливость и малый вес.
Естественно, что люди часто интересуются, является ли вес велосипедиста определяющим для тек или иных деталей в велосипеде. Ответ специалистов будет более чем краток – «нет». Компоненты разрабатываются с таким расчетом, чтобы быть подходящими для людей разных весовых категорий, при надлежащей эксплуатации.
Тогда возникает другой вопрос, почему случаются неисправности и поломки? Если деталь была установлена на велосипед по всем правилам и сломалась, следовательно, она использовалась не по назначению или подверглась воздействию разрушающих ее факторов, таких, как сильный удар. Это могло произойти в следствии падения или столкновения с чем либо.
При правильном использовании руля, выноса или другой части велосипеда, можно быть практически абсолютно уверенным в том, что деталь не подведет. Нагрузки, возникающие в процессе езды, ни коем образом не приведут к поломке. Потому, что именно с их учетом и разрабатываются все детали, начиная от стадии проектирования и до конечных тест-драйвов.
Несчастные случаи случаются
Поломка может случиться при скоростном спуске или любом другом агрессивном использовании велосипеда. Если что-то способно сломать руку или ногу, то что говорить о велокомпонентах. Естественно, что при таком катании может сломаться даже руль.
В каждой детали заложен свой запас прочности, не стоит проверять его при любом удобном случае. Если руль прямой и тонкий, то он для кросс-кантри. Если руль гнутый, с подъемом и большим сечением, значит, его целесообразно использовать для даунхилла, но не наоборот! Поломка скорее всего будет вызвана нецелевым применением, чем производственным браком. Не стоит с кросс-кантрийным рулем носиться под откос, в его конструкции это не заложено.
Особенности компонентов
Вес – фактор, которым можно варьировать как в ту, так и в другую сторону. Добавляя материал, увеличивая сечения или толщину стенки, увеличивается как надежность, так и прочность.
Компания Easton делает рули для широкого ряда велосипедных стилей катания. Райдеры могут выбрать модели от самых простых и доступных алюминиевых рулей, до карбоновых различного назначения и веса.
К примеру, Easton выпускает композитные рули весом 99г и 125г, различия только в толщине стенки и сечении. Более тяжелый руль прочнее своего собрата и способен выдерживать большие нагрузки. Они оба достаточно надежны, но тяжелый более жесткий. Почему тогда делают обе модели руля, может разумно все свести к компромиссу? Не стоит, одна и вторая модель разрабатывались с учетом своей специфики эксплуатации, т.е. для разного назначения.
Руль весом 99 г идеален для гонщиков, катающих кросс-кантри, где борются за сброс каждого грамма. Если хочется построить самый легкий велосипед, то без этого руля просто не обойтись.
Рули потяжелее, проектируются для более экстремальных стилей катания: all mountain, free-riding, down hill. Для этих стилей даже тормоза мощнее и рамы в основном двухподвесные, что уж говорить о рулях. Тут главное не вес, а прочность и надежность.
Основной вывод таков: если велосипедиста так и тянет на приключение, скоростной спуск, трамплины или просто «жесткое» катание, то надежные алюминиевые модели рулей и карбоновые с увеличенным сечением именно для таких людей. А если райдер считает себя приверженцем к кросс-кантрийной элите, то суперлегкие карбоновые и алюминиевые модели рулей созданы именно для него. Также аналогичный подход уместен и при выборе других велосипедных деталей: подседельных штырей, выносов, вилок и т.д.
Существует множество аналогичных с виду деталей, но главная задача – выбрать то, что подходит именно конкретному человеку, с учетом особенностей стиля катания и физиологии. Естественно, что нет абсолютно универсальных компонентов пригодных для всего, не стоит следовать этому устаревшему стереотипу.
http://www.omnibike.ru/articles.xgi?&ar ... _article=1