Краткий отчет по преодоленному маршрутуда простят мне заваленные горизонтыНачалось все с того, что Шеф предложил прокатиться по льду Байкала от Листвянки до Танхоя. В ответ на это возникла достаточно бурная ответная реакция в результате чего Шеф пересмотрел направление маршрута от Танхоя до Листвянки. К моменту покупки билетов оставалось лишь трое желающих, но один по техническим причинам отвалился. Состав участников определился - Шеф и я. В этой ветке было много различной информации о состоянии ледяного и снежного покровов, как опасны торосы, как коварны, широки и глубоки трещины во льду. Прогноз погоды на 16-е марта тоже был крайне неоднозначен. В конечном итоге, садясь рано утром 15-го марта в поезд до ст. Танхой мы совершенно не представляли то, что нас ожидает.
В поезде мы ехали сутки, ночь перед 16-м числом была решающей, надо было хорошо отдохнуть. Этому отнюдь не способствовала команда мостотрядников-вахтовиков, которая ужралась в хлам. Их разогнали где-то к полуночи, остался лишь мой сосед снизу, который то и дело падал со своей нижней полки вниз.
А в 3 ночи в мою купешку подселили двух бурятов пьяных в дрова, один из которых меня раза 3 подряд спросил, есть ли у меня курить.
Утро в Танхое выдалось тихим. Тот самый безмятежный ранний восход, когда восточная часть неба светлеет.
Двое велосипедистов вылазят из поезда и начинают собирать своих железных коней.
Шеф тогда еще верил, что мы на них будем верхом, а они покорно повезут нас по укатанной колее. В общем понятие ВЕРЫ и определило наш поход. Надежды не было, шли лишь верою.
Пересекли ЖД пути и после осмотра заснеженного льда Байкала с высокого берега мы заметили хорошо подготовленный пешеходный спуск со ступеньками.
Видимо тут и выходили на берег байкаломарафонцы. Мы же там спустились на берег.
Спустившись на берег мы заметили хорошо различимую "тропу", размеченную воткнутыми в снег прутиками.
Идя по ней проваливаешься в снег ощутимо меньше, чем идя не по ней. Но вот незадача - нужно выбрать, кого бы ты хотел меньше провалить - себя или велосипеда. Сначала, когда еще груз был наивно прицеплен к велобагажнику, этот выбор был не столь очевиден.
Наша тропа пересекла некий автомобильный след и продолжилась. Она шла и шла, пока не уперлась в прорубь, закрытую щитом, после проруби она ушла недолго вперед, после чего потерялась.
К этому моменту мы отошли от берега 2 км.
Идти дальше чисто по азимуту Шеф наотрез отказался, т.к. была жива еще в нем Вера. Вера в Дорогу. Укатанную. С блэкджеком и.. тьфу, короче усовершенствованным таким снеговым покрытием. И он решил воротиться обратно к пересеченной нами 1,5 км назад автодороге в поисках, куда же она, черт возьми, ведет. Развернулись.
Автодорога... хм... ну если, например, УАЗ-Патриот прокопает своими колесами какую-нибудь колею, то вот это мы называли дорогой. Шефовские Ice Spiker Pro 2,35 еще как-то ехали, мои же Ice Spiker 2,1 безнадежно копали. Решили для начала разведать левую часть "дороги". Дорога сначала шла параллельно берегу, но потом неумолимо отклонялась в сторону Листвянки. Как же это радовало. И давала новый прилив для Веры. Вот она - наша Дорога. Но через 2-3 проруби дорога внезапно прекратила себя. От берега мы отошли ровно настолько, на сколько это было и в первый раз. Времени потрачено 2 часа - 1 час идем, 1 час стоим. Динамика, мягко говоря, паршивая. Перед нами нехоженный снежный целик. Как далеко он идет - нет данных. Насколько безопасно по нему пройти - нет данных. Какие нас будут ждать метеоусловия - нет данных. Во сколько мы туда дойдем, хватит ли сил, воды и еды - нет данных. Вопросов много, ответов нет. Посовещавшись, мы выбрали путь "напролом".
Вера... Это неиссякаемый источник для сил. Когда иссякает вера, то идти уже никуда не хочется. Но вдалеке, в видневшемся на том берегу хребте, была прореха.
Это был исток Ангары. Это была цель. Видимая цель. Она тоже давала силы. Но если кто-то нам давал силы, то кто-то и отнимал. Это был снег и наст. Перед нами было еще около 30-ти км пути.
Вид назад:
Внезапно начало теплеть. Минус сменился плюсом. Снег начал налипать на нубук ренегатов с низким берцем и таять. Я знал, что ренегаты долго не продюжат. Вся надежда была на запасные носки, но веры в то, что это сильно поможет, не было. Шефовская обувь более подходила для этого перехода - это были сапоги из комбинированного материала - ЭВАшная "калоша" и непромокаемое болоневое утепленное голенище.
Каждый метр давался из последних сил. Метр, метр, метр... Уфф.. Навигатор, мы наверное уже 3 км прошли... что? всего 700 метров.. ууууу... Скорость передвижения была достаточна, нужно было лишь сократить отдых. И мы шли и шли. Я временами падал на снег и жадно пил из термоса. Воды было мало. Всего 2 литра... что-что? Кто-то говорит, что это много воды? Протащите ТАМ велосипед, потом будем обсуждать литраж.
Вскоре начало дуть. Угадайте, попутный или встречный был ветер? Думаю опытные туристы сразу скажут, что встречный и будут правы. Вместе с ветром пришел минус. Моему счастью не было предела - нубук замерз еще до того, как у меня намокли носки.
Не доставало протерянных где-то в поезде очков, ну да ладно, снежинками не рвало кожу лица, они шли низом, до лица не доставали. Слой снега становился все тоньше и тоньше. Начали появляться первые участки чистого льда.
Сначала пытались по ним ехать хотя бы 5 метров экзотики ради, потом льда потихоньку становилось больше и больше. Можно было ехать, объезжая снежные наносы. Если поначалу ветер давал мне возможность втопить до 15 км/ч, то вскоре он усилился и подобный трюк уже не проходил. Шипы использованного 2 года ice spiker утопли в резине. Если на заднее колесо я поставил достаточно свежий спайкер, то спереди остался 2-х летний, который не всегда смог удержать меня при боковом ветре, даже при приспущенной резине.
Внезапно лед кончился и началось снежное поле. При ближайшем рассмотрении это оказались т.н. колобовниковое поле - множество хаотично вмерзших льдин, которые ветер сравнял при помощи снега до относительно ровного поля. Сначала мы по привычке пошли пешком, но потом я попробовал ехать и... оказалось, что можно и ехать. И мы поехали. 7-8 км/ч, но идти еще медленнее.
Колобовниково поле было длинным, может быть километр. Прореха в горном хребте на том берегу была уже ощутимо ближе.
Но и ветер отнюдь не стихал. Впереди было еще 10 км. Последняя десятка была самой скучной. Лед, снег, вмордувинд и всего это много и долго. Воды нет. Еда есть, но есть не хочется.
Когда стали различимы некоторые здания в Листвянке, Шеф начал созваниваться с "трансфером", чтобы он вытащил нас прям оттуда, где мы были. На что трансфер ответил, что торосы, трещины... Для него эта поездка может оказаться последней. С жителем Листвянки спорить было глупо. Мы ехали к фарам "трансфера". Трансфер же в это время, как оказалось, искал объезды трещин и торосов и все равно как-то пытался пробраться поближе. И... правдами-неправдами, мы-таки доехали до машины, погрузили в нее велы, уселись в нее сами и покатили в город тигра с соболем в зубах - в Иркутск.
Продолжение истории рассказывать не буду... Пусть люди верят, что многие героические подвиги мы осуществили в тот вечер, а пока люди верят, мы выгрузились, купили в привокзальном магазине соку, разобрали велы и уселись в поезд, который умчит нас в такой далекий и такой родной Красноярск
Сводные данные:
Общий километраж: около 42 км
Время в пути: около 8 часов
Время остановок: около 4 часов