Продолжение. Еще одна историческая справка.
Строительство трассы канала Скальные работы на трассе канала велись в 1931, 1932 го¬дах, а в 1933 году оставался участок, примерно, протяженностью 4 километра от гидростанции. Для устройства основания канала, установки по нему "сплоток" нужно было по точ¬ным топографическим отметкам подготовить это основание, но оно проходило в скальном грунте на склонах гор. Для устройства такого основания рабочие бурили скважины, в них закладывалась взрывчатка и все взрывалось. Бурить скважины приходилось вручную, так как никакой буровой техники не было, кроме кувалдочки (4-5 кг) и бура. Рабочий-бурильщик с помощью бура и кувалдочки в течение рабочего времени ударяя молотком-кувалдочкой по буру, повертывал его после каждого удара, так дробил камень на глубину от 300 до 500 мм, с помощью скребка вынимал из скважины измельченный камень-пыль, таким способом в день пробуривал один рабочий от 5 до 16 скважин в твердых породах, а мягких больше. В обеденный перерыв и вечером, после работы, приходил на трассу отпальщик (взрывник), заряжал все пробуренные скважины. Составлял при зарядке определенные группы, чтобы эффективнее был взрыв и чтобы легче было считать вврывы. Отпалив по всему участку, где были скважины, отпальщик подавал сигнал "отбоя". Рабочие ударял кувалдой в кусок рельса, подвешенного к дереву, извещая о начале работы и окончании взрывных работ. Рабочие приступали к уборке, расчистке отпаленного камня, отвозили на тачках или относили на носилках на край трассы. После очистки приступали к бурению и так ежедневно в хорошую и плохую погоду, в мороз, метель, буран, зной и в дождь летом. Медлить не было времени, установленные сроки окончания основания канала требовали огромных человеческих усилий. На трассе встречались большие скальные массивы, которые преграждали путь ( это видно из снимка, где ваяются лестницы, по которым рабочие спускались на трассу. Приходилось такие массивы взрывать, закладывая в штольни по несколько тонн взрывчатки, а на пробивку таких штолен уходили месяцы. На одном из снимков запечатлен момент зарядки отпальщиком Какуля в бекфордов шнур, а вдали видна штольня, отпальщик заложит взрыватель во взрывчатку и штольня будет затрамбована грунтом, а позднее весь скальный массив будет взорван.


На одном из снимков видны "ворота", они образовались после упорной работы бурильщиков и взрывников.





Подъем лесоматериалов конным подъемником.

На другом участке был обустроен механизированный подъемник.






Трасса водоканала подходила к гидростанции, нужно было срочно гoтoвить пиломатериал для сплоток канала, по которому вода должна была подаваться к гидростанции, а их нужно было изготовить, кажется, не менее 14 километров. Лесозавод находился на трактовой дороге, которая шла через горы на "Главстан" и на повороте тракта к гидростанции. Пиломатериал требовался лиственный, рейка шириной 15-20 сантиметров со шпунтом, шпунт у рейки служит для уплотнения и создает прочность стене сплоток. Вот здесь встретились первые трудности и большие задержки в выполнении сроков сдачи канала. Круглый лес возили из тайги лошадьми на санях зимой и на волокушах или передних от телеги летом, распиливали лес на пилораме, которая была времен "Ермака", но с помощью честно работающих рабочих все же пилили лиственницу, а пилить ее, да еще зимой, особенно трудно, пилы осмоляются, их ход замедляется. Было много случаев, когда, распилив бревно до половины, пилы застревали, чтобы выручать их, бревно отпиливали около пил и вынимали их из бревна с помощью клина, который раскалывал бревно по резу доски. Поступивший пиломатериал-рейка требовала обработки, т.е. [требовалось] делать шпунт (с одной стороны гребень, с другой - паз), для этого были сооружены большие фуганки для четырех человек рабочих, двое брались за ручки спереди и двое сзади, тянули такой фуганок по кромке рейки, а рейка предварительно закреплялась между 2-х зарытых в землю обрезков бревен. Фуганков было по два на рейку, один обрабатывал шпунт, другой паз, работу вели раздельно. Такой труд был не под силу, производительность очень низкая, качество рейки плохое, но другого выхода не было, канал ждал рейку, нужно было что-то предпринимать. На одном из заседаний у начальник а строительства Симаковым Н.М. было внесено предложение: "механизировать обработку рейки и осветить вечами поселки" (до этого все освещалось керосиновыми лампами). Предложение было принято, главному инженеру паротурбинной станции тов.Кочубею было предложено осуществить предложение, а оно состояло из следующего: на Теплой речке была сделана небольшая плотина, построено небольшое здание, здании находилась полуразрушенная турбинка мощностью 50 кватт. Это была база, на которой нужно было создать электростанцию и деревообрабатывающий цех. Всеми проектными работами руководил тов.Кочубей, а проекты в жизнь осуществлял Симаков Н.М. Генератор мощностью 50 киловатт 3300 вольт был привезен с Кийской электростанции, а все передающие механизмы от турбинки, были выполнены из крепкого дерева (преимущественно из сухой березы). Сделаю было большое ведущее колесо, шестерня, передающая движение с ведущего колеса на вал и другое. Работы по электростанции и деревообрабатывающему цеху были выполнены в течение приблизительно, месяца. Инженерно-технические работники управления под руководством Кочубея, спроектировали фрезерный станок, который должен был обрабатывать рейку сразу с 2-х сторон, Станок также был выполнен из дерева, за исключением вала, подшипников и фрез. При обработке рейки встретились трудности, рейка обрабатывалась фрезами на больших скоростях, а это способствовало быстрому затуплению фрез. На помощь пришла "русская смекалка", изобретательность самих рабочих-слесарей. Фрезы реши¬ли делать со вставными режущими пластинами из твердых ме¬таллов. Изготовляли их в мастерских строительства в доста¬точном количестве. Вставки в фрезы менялись два раза в смену. После такого новшества рейка стала выходить с хорошим качеством и в достаточном количестве доставлялась к месту сборки сплоток на трассу. Один из многих трудно решаемых вопросов был снят с повестки дня, плотники на трассе не простаивали из-за рейки. После запуска "гидростанции № 1", как ее называли в шутку, приступили к строительству линии передачи до поселка "гидростанции". Линия 3300 вольт проходила по заболоченной местности, опоры ставить пришлось с предварительной забивкой свай в заболоченный грунт на глубину до 3-х метров. Сваи били рабочие деревянной ударной "бабой". Четыре человека брали такую "бабу" за прикрепленные ручки, поднимали вверх над бревном (сваей) и опускали ее с силой. После каждого удара свая уходила в грунт до 100 мм, таким способом четыре рабочих забивали 2 сваи в день. Потом к этим сваям привертывался на болты столб и поднимался с помощью багров, пик, подставок до вертикали, закреплялся к сваям хомутами из проволоки и столб был готов. Все трудности с этой линией были преодолены. Поселок получил электроэнергию. В мастерских стали работать токарный, сверлильный станки. Осветились электричеством мастер¬ские, стройка и квартиры. Станков было на строительстве, в мастерских было "негусто", но с помощью электроэнергии они могли работать. За предложение и внедрение его в действие Симаков Н.М. был премирован месячный окладом.
Общий вид головного сооружения водозабора. На дальнем плане видны шлюзы.


 Эти сооружения не сохранились. Канава, после ее разборки в 1990-е годы, сильно заросла.

Эту канаву мне показал житель п.Подвинск 77-летний Анатолий Головастиков.

Около его дома лежит про запас целый штабель таких досок-клепок.
|