X-Ride.ru - Форум http://x-ride.ru/phpbb/ |
|
Хакасский национальный музей-заповедник (6-8.11.2004) http://x-ride.ru/phpbb/viewtopic.php?f=69&t=719 |
Страница 2 из 2 |
Автор: | КП [ 11 11 2004, 17:13 ] |
Заголовок сообщения: | |
Во, блин! Только сейчас допёрло, что тот кусок свинцовой руды, который я держал в руках, как нельзя более говорит о наличии в тамошних местах урана!!! В следующую поездку туда нужно будет обязательно взять дозиметр. И всё измерить, особенно каменную бабу! |
Автор: | xbIx [ 11 11 2004, 17:53 ] |
Заголовок сообщения: | |
во блин, мы на ракетные шахты ездили, а уран "хакасы" нашли ![]() |
Автор: | mt [ 11 11 2004, 19:09 ] |
Заголовок сообщения: | |
кстати про уран мысля тоже была и предприниматель тот про пласт урановой руды упоминал... |
Автор: | Rastyapa [ 11 11 2004, 23:15 ] |
Заголовок сообщения: | |
КП писал(а): Во, блин! Только сейчас допёрло, что тот кусок свинцовой руды, который я держал в руках, как нельзя более говорит о наличии в тамошних местах урана!!! В следующую поездку туда нужно будет обязательно взять дозиметр. И всё измерить, особенно каменную бабу!
Ага мысль. Тока надыбать нужно этот метр... Или в заколючинске спереть.... |
Автор: | mt [ 11 11 2004, 23:29 ] |
Заголовок сообщения: | |
Rastyapa писал(а): Тока надыбать нужно этот метр... Или в заколючинске спереть....
..а у меня совсем случайно ![]() И тут ещё мысля созрела одна... предприниматель этот говорил, что пласт урана о двух концах, один находится в Хакассии, в районе Аскиза. А другой на территории курагинского р-на. Так вот я вспомнил где это есть, там в своё время даже партия геологоразведочная стояла, и люди керны находили. Так что можно летом прокатиться по урановым залежам ![]() ![]() |
Автор: | xbIx [ 11 11 2004, 23:32 ] |
Заголовок сообщения: | |
mt писал(а): Так что можно летом прокатиться по урановым залежам
![]() ![]() ага, чтобы велики приросли и получились кентабайкеры ![]() |
Автор: | КП [ 12 11 2004, 03:23 ] |
Заголовок сообщения: | |
Автор просит прощения у историков и археологов за некоторые вольности в интерпретации событий тысячелетней давности. Сходство имён доисторических людей с реальными – чисто случайное. Состав археологической экспедиции: Владимир Черников, он же Владимир Васильевич, он же Архитектор – руководитель группы; Андрей Бузов, он же Андрюха; Андрей Серых, он же Андрей, он же cb3; Олег Воронковский, он же Олег, он же Rastyapa – завхоз; Дмитрий Болдырев, он же Дима, он же mt; Константин Поддубный, он же Костя, он же КП – фотограф-летописец. Пролог Много миллионов лет назад здесь плескался океан. Мегатонны железосодержащего песка слой за слоем скапливались на дне пра-океана и под тяжестью многокилометровой толщи воды и благодаря близости ещё пока раскалённой мантии, спекались в твердь, позже названную гомо сапиенсами красным песчаником. Земная кора не могла долго терпеть главенства воды и постепенно вспучивалась, образуя горы и заставляя океан уходить прочь. В борьбу двух стихий вступила третья – ветер постепенно разрушал слабые пласты песчаника, обнажая более твёрдые и устойчивые к атмосфере, благодаря чему подножия второй горы на свет божий появилась гладкая, почти вертикальная плита красного цвета. Апятсар (что в переводе на современный язык означало «собранный») поднялся к подножию горы, внимательным взором голубых глаз осмотрел долину, почесал затылок, и, взяв тонкими белыми пальцами некий металлический инструмент, похожий на современное шило, стал аккуратно выводить на плите извилистые линии, пытаясь изобразить подаренный накануне своей возлюбленной цветок, впоследствии названный нами лотосом. Апятсар был потомком внеземной расы, и единственный оставшийся от неё металлический инструмент типа «шило», был изготовлен в мартеновских печах на восьмой планете Альфы Центавра. Инструмент был очень твёрдым и легко резал более мягкий песчаник, не оставляя на нём ни частички неизвестного сплава. Миссия по изучению флоры и фауны третьей планеты жёлтого карлика, известной нам под именем Солнце, подошла к концу и не улетевший со своими сородичами Апятсар, с грустью смотрел на скрывающуюся за горой звезду данной планетной системы. Дело в том, что одичавшие потомки другой цивилизации сильно расплодились, и им уже не хватало места в отведенных для них резервациях, поэтому они своим воинственным настроем и численным превосходством заставляли расу Апятсара уходить далеко на запад. Хы-Ых (что в переводе означало «сильный лось») почесал волосатой рукой не менее волосатое пузо, в котором переваривалось мясо пойманного накануне носорога. Высокорослые рыжеволосые и голубоглазые люди наконец-то были изгнаны из долины, которую теперь занимала раса Хы-Ыха. Свободного времени у него было навалом, поэтому он обшаривал местность в поисках чего-нибудь интересного. Любознательность у него досталась от далёких предков, впервые взявших в лапу палку-копалку, поэтому едва обнаружив каменную плиту с нацарапанным на ней лотосом, Хы-Ых вооружился каменным зубилом и начал подражать неизвестному художнику. Абстрактной и утончённой красоты цветков он не понимал, поэтому стал воспроизводить то, что было ближе и роднее – ёлку и животных. По причине того, что от далёких предков Хы-Ыху ещё достались и руки, растущие из места пониже спины, а, может, каменный молоток и зубило были сильно тяжёлыми и неудобными, представитель Окунёвской культуры медленно выбивал кривые силуэты, часто промахиваясь по зубилу и ударяя молотком по пальцам. Было больно, но он стойко продолжал начатое, ведь ему так хотелось быть похожим на изгнанных им полубогов, у которых на одежде он видел странные знаки, типа круга с симметрично расположенными четырьмя треугольниками. Их значения он не понимал, они просто привораживали взгляд… Человек тем и отличается от животных, что своих умерших сородичей он стремится закопать, да так, чтобы останки не растащили дикие звери. Леса здесь было маловато, да и расходовать ценное топливо было большой роскошью, поэтому могилы строились из того же песчаника, а чтобы не тревожить кости уже похоронных собратьев над могилами устанавливались каменные плиты и стелы. Вирус гигантомании уже тогда заразил человечество, поэтому похоронные бюро обычно состояли из пары-тройки тысяч работников, ведь откалывать от горы и таскать за сотни километров многотонные плиты для постройки могил и надгробий было непростой задачей… 05.11.2004 «Во солдаты меня мать провожала…» В начале шестого Костя позвонил Андрею и узнал, что тот уже подъезжает к дому. Быстрая укладка в уже упакованный рюкзак продуктов, и двое байкеров направились к автобусной остановке. В салоне было не более десятка человек, так что велосипеды и их хозяева с комфортом расположились на задней площадке. Заплатив за свой проезд и провоз багажа, велосипедисты за час доехали до Предмостной площади, где оседлали своих алюминиевых коней и направились к вокзалу. Езда по улицам миллионного города сама по себе – чистый экстрим, а вдобавок к наступившей темноте и часу пик – втройне! Показав в многокилометровой автомобильной пробке на улице Ленина явное преимущество двухколёсного средства передвижения перед четырёхколёсным, байкеры на полчаса ранее оговоренного времени прибыли на железнодорожный вокзал. Поднявшись к кассам пригородных поездов, ребята стали терпеливо дожидаться остальных. Подъехали ещё двое – Андрюха и Дима, но они наотрез отказались подниматься наверх. В половине восьмого Костя прошёлся по виадуку, где и обнаружил Владимира Васильевича с Олегом. Поставили поезд, но ещё до объявления посадки на него, ребята пошли на перекопанный строителями перрон, где разобрали велосипеды и упаковали их в чехлы. Подъехали Андрюха и Дима, наконец-то выяснилась причина их нежелания подниматься на виадук – они объехали вокзал и со стороны почтамта выехали прямо к поезду. Здесь же неподалёку собралась группа лыжников с рюкзаками. Две группы – байкеры и лыжники – с удивлением взирали друг на друга, так как байкеры размышляли, где это снега столько выпало, что можно там кататься, а лыжники – где это байкеры нашли столько чистого асфальта, чтобы кататься. Как бы там ни было, и байкеры, и лыжники погрузились в вагон, разложили по третьим полкам свои вещи и заняли места согласно купленным билетам. Хотелось есть, все достали припасы и после отправления поезда принялись за еду. Пищу запивали извлёченным из волшебного гаража «Флэшем», которым всех снабдил Олег. Костя начал доставать заварку и сахар, когда выяснилось, что коробка из-под растворимого какао раскрылась, пакет в котором была завёрнута коробка порвался, и сахар, там находящийся, равномерно рассыпался по всему рюкзаку, щедро осыпав вещи и спальник. Вдобавок обнаружилось, что от нагрузки разошёлся шов возле поясной лямки, так что сахар проник сквозь дырку прямо на пол и полки. Усластив рассыпавшимся сахаром половину вагона, Костя принялся собирать остатки углевода по всему рюкзаку, после чего зашил дырку нитками, к счастью взятыми Андрюхой. После перекуса и байкерских разговоров, ребята расползлись по полкам и заснули. А в это время Димина мама стояла у плиты и жарила пирожки и беляши для сына и его компании. Всю ночь она стряпала и к 4 часам утра, когда поезд подъезжал к Курагино, она пришла на вокзал, держа в руках два огромных пакета с едой. Дима пообщался с мамой всего 3 минуты, пока поезд не отправился дальше. Раскрыв пакеты, мы ужаснулись количеству продуктов, в них находящихся. Там были: пирожки с капустой (20 шт.), беляши (20 шт.), бисквитные рулеты с вареньем (3 шт.) и солёное сало (3 кг). Хорошо позавтракав благодаря Диминой маме, байкеры прибыли на конечную станцию. 06.11.2004 Ветер в харю, а я шпарю… Семь часов утра – слишком рано для походов в музей, поэтому, чтобы скоротать время, байкеры решили покататься по Абакану и посмотреть на город и его достопримечательности. По агентурным данным, в городском парке должна была находиться стела с петроглифами, к ней байкеры и направились в первую очередь. Парк был хорошо освещён, но изъездив его вдоль и поперёк, велосипедисты стелу не нашли. Взяв в плен дворника, они выяснили, что камень находится на другой стороне улицы среди новеньких коттеджей. Судя по оставшейся местами ограде было ясно, что коттеджи были воздвигнуты на месте парка. А вот стела и камни. Байкеры с трепетным благоговением взирали на тысячелетние картины, пока до них не дошло, что всё это – дело рук современных мастеров, а камень – гранит, хотя известно, что древние люди предпочитали использовать в качестве бумаги гораздо более мягкий песчаник. Расстроившись, велосипедисты почему-то отправились к другой новостройке – Абаканской церкви. Божий храм хотя и выглядел внушительно, но его атмосфера была совсем не той, какая присутствует в древних церквях. Нет того трепетного звучания струнок души, когда находишься внутри. И хотя мы вели себя достаточно тихо и покорно, находящиеся там верующие с недоверием и злобой смотрели на нас. А Дима так вообще чуть не получил веником по голове, когда попытался наступить на ковровую дорожку ведущую от алтаря к креслу, на котором восседает владыка. Дождавшись открытия церковной лавки, Владимир Васильевич купил две свечки и поставил их за здравие нашего похода. После этого байкеры отправились в другой парк, где почтили память погибших в Великой Отечественной войне возле вечного огня. Затем подошли к стеле, посвящённой образованию Хакасской области и республики, после чего поехали к вокзалу, где неподалёку находится магазин стройматериалов, чей хозяин Сергей ожидал нашего прибытия. Как оказалось, Сергея ещё не было на месте, поэтому байкеры терпеливо дожидались его на улице. Он приехал на машине, мы завели велосипеды в тамбур и поднялись к нему в кабинет. Стены его кабинета и приёмной были увешаны картинами, сделанными по мотивам древнехакасских петроглифов, на столе стояли фигурки шаманов и зверей. Он провёл нас в мастерскую, где рассказал о способах изготовления сувениров и показал готовую продукцию. Так незаметно пролетел час, и мы отправились к краеведческому музею, где нас уже поджидали директор музея и историк-археолог Эра Антоновна Капелько. Нам разрешили оставить вещи и велосипеды в строящемся зале, и Эра Антоновна провела для нас увлекательнейшую экскурсию по музею. Мы тоже были не лыком шиты, и, благодаря имеющимся у нас археологическим знаниям, диалог получился великолепным. Почти два часа длилась экскурсия и если бы не предстоящий стокилометровый путь до Аскиза, мы могли бы продолжать беседу, во время которой выяснилось, что на месте четырёхэтажного гуннского дворца, который мы хотели посетить, сейчас стоит коттедж нового хакаса. Потеплело. Снег и лёд на дорогах начал таять, превращаясь в грязную кашу. Байкеры уже было пожалели, что не взяли с собой крылья. По Абакану велосипедисты проехали как по родной стихии – из-за количества автомобилей в городе. Поразило уважительное отношение водителей маршруток к байкерам: они не стремились нас подрезать и всегда пропускали на остановках. На выезде из города велосипедисты остановились для перекуса, так как время близилось к обеду. Быстро нарезали сало, хлеб, достали чай, воду, пирожки. Пока все ели, Олег перебортовал заднее колесо, так как едущий за ним Костя обратил внимание на сильное биение покрышки. Оказалось, часть корда не была заправлена в обод, что и приводило к вибрации. Обед подходил к концу, когда на дороге появилась тройка местных байкеров. Ребята ехали на байкерский слёт, проходящий недалеко отсюда. Мы остановили их, поговорили и обменялись электронными адресами. Позвали их с собой до Аскиза, но они отказались, сославшись что так далеко они пока не ездят, вдобавок и их велосипеды были ориентированы больше на триал, чем на велопоход. Навстречу дул ровный ветер, который не позволял ехать быстрее, чем 17-20 км/ч, поэтому мы выстроились колонной и, плотно сидя друг у друга на колесе, отправились вдоль русла Абакана. Каждый километр байкеры менялись друг с другом по следующей схеме: первый сворачивал на обочину, дожидался, пока его все обгонят и пристраивался в хвост колонны. Через шесть километров круг замыкался и последний становился первым. Вдруг внимание велосипедистов привлекли красные «Жигули» у которых отсутствовало левое переднее колесо. Вместо него была тачка на подшипниках. Такое средство передвижения мы делали в своём детстве и катались на нём с горок. Машина ехала навстречу со скоростью 10 км/ч, и один из подшипников тачки нещадно дымил. Покатываясь со смеха байкеры остановились, и Костя ринулся догонять чудо-машину, чтобы запечатлеть её для истории. Постепенно доехали до придорожного магазина-закусочной, где увидели ханкулевоз – огромную автоцистерну с надписью «Хан-Куль». Заправившись в магазине горячим чаем и бананами, байкеры спросили у водителя цистерны, далеко ли до Хан-Куля. Водитель ответил, что 12 км, и мы с дороги увидим его заправляющуюся минеральной водой машину. Разморившимся байкерам уже вовсе не хотелось ехать дальше, но тяга к археологии заставила выйти на мороз и оседлать своих коней. Не доезжая до улуса Тутатчикова велосипедисты обнаружили раскопанный курган, где оставалась кирпичная кладка. Дома в то время делали из кирпича-сырца, который сушили на солнце. Время, вода, ветер и корни растений не пощадили стены древнего дома и кирпичная кладка была заметна лишь в нескольких местах. Через дорогу был ещё один курган, на котором кладка была более явной. Через 12 км байкеры стали озираться в поисках источника минеральной воды, но вокруг не было ничего похожего. Решив, что прозевали нужный поворот, ребята поехали дальше, пока не подъехали к станции с надписью «Хан-Куль». Ещё через километр была обнаружена та самая автоцистерна, в то время как велокомпьютер показывал 20 км от закусочной. Владимир Васильевич, Андрюха и Олег отправились к водителю, чтобы сказать пару ласковых слов, в то время как остальные подошли к ржавой будке, сбоку которой из трубки бежала вода. Очевидно, это и был тот самый знаменитый источник минеральной воды. Осторожно попробовали её на вкус. Да-а-а, без углекислого газа, она достаточно противная, слабосолёная с сильным привкусом щёлочи (или соды, если угодно). Тем не менее, все заправили свои ёмкости минеральной водой и отправились к местному магазину. Магазин был закрыт, хотя расписание на его двери говорило об обратном. Расположившись на крыльце, байкеры достали еду (сало, хлеб) и, жуя, стали переодеваться в более тёплую одежду, так как после захода солнца стало гораздо холоднее. Вдруг в магазине зажёгся свет и хозяйка открыла входную дверь. Ребята залетели в тёплое помещение и попросили кипятка, чтобы заполнить термосы горячим чаем. Чтобы как-то отблагодарить хозяйку за тепло и воду, они купили плитку шоколада. Тут же у местного парня спросили сколько осталось до Аскиза. Оказалось, что 47 км ![]() Ночная езда не приносила особой радости, всё равно окрестности не было видно. Появилось зарево огней, оказавшееся на поверку то одной станцией, то другой. Небо было безоблачным, и миллиарды звёзд смотрели на нас своими мерцающими глазами. Наконец, впереди появилось большое зарево, гораздо большее других – это был Аскиз. Пост ГАИ и въезд в черту посёлка. Сразу же падение Владимира Васильевича и других ребят – на дороге был сильнейший гололёд, который образовался, как выяснилось, после прошедшего накануне дождя. Владимир Васильевич поднялся, поехал дальше со словами: «Такое ощущение, что у меня спущены колёса». Не успел Костя мрачно пошутить, типа: «Так они у тебя и так спущены», как он остановился и сказал: «А ведь правда спущены». Действительно, передний обод уже неизвестно сколько царапал землю. Проверили покрышку, сменили камеру, и не успел Владимир Васильевич проехать сотни метров, как новое падение. Тогда все постепенно съехали на обочину и по ломающемуся насту въехали в райцентр. Напрасно Костя зашил дыру в рюкзаке и собрал рассыпавшийся сахар – ведь если бы он ехал первым и посыпал сахаром дорогу перед остальными, падений вообще бы не было! Спросили у местных жителей, где находится Калининская школа и прямиком отправились туда. Субботним вечером, наверное, полпосёлка вышло на улицы, в Доме Культуры – дискотека, вслед байкерам доносились свист, улюлюканье и крики: «Дайте покататься!». Не обращая внимания на веселящуюся молодёжь, ребята подъехали к трёхэтажной кирпичной школе, где сторож пустил их внутрь. Оставив велосипеды внизу, байкеры расположились в коридоре второго этаже, где разложили на батареи свои мокрые вещи. Сторож открыл столовую, выдал электрический чайник, и все постепенно переместились поближе к еде. Чайник едва начал закипать, как раздался взрыв – это перегорел тонюсенький провод удлинителя, вслед за этим последовал ещё один – на этот раз провод закоротило возле вилки. Андрюха бросился спасать школьное имущество и самоотверженно выдернул горящую вилку из розетки. Осмотр провода удлинителя показал, что сечение жил было явно не рассчитано на включение электроприборов мощнее одной стоваттной лампочки. К счастью, остальная электропроводка не пострадала, так что соорудив пирамиду из столов, байкеры смогли-таки подключить чайник к розетке. Ужин был шикарным: лапша быстрого приготовления, мюсли со сгущённым молоком, пирожки, беляши, хлеб и… угадали! сало. После еды все поплелись наверх и без лишних разговоров улеглись спать, проехав за день 112 км. 07.11.2004 На развалинах былых цивилизаций Подъём был в половине восьмого. Умывальник возле столовой, туалет в здании. Завтрак туриста: быстрорастворимая лапша и каша, сгущёнка, тушёнка, хлеб и… сало. Пришёл директор школы и Владимир Васильевич поговорил с ним, пока остальные жадно запихивали в свои ненасытные глотки еду. Утренняя проверка велосипедов выявила, что у Владимира Васильевича опять спущено переднее колесо. Разбортовали покрышку и обнаружили застрявший осколок стекла. Пока Владимир Васильевич клеил вчерашнюю проколотую камеру, Костя и Андрюха искали дефект в другой. Оказалось, что дело было в том, что надломился кончик ниппеля, из-за чего воздух потихоньку стравливался. Оставив в школе большую часть снаряжения и одежды, байкеры выехали в девять утра и отправились на поиски магазина, чтобы пополнить запасы батареек, так как на морозе тока от имеющихся уже не хватало для освещения дороги. Мимо станции Аскиз, через переезд и опять засада – жуткий гололёд. На этот раз счёт катанию на льду открыл Костя, который в единственном числе умудрился прошлым вечером доехать без падений. И тут же последовало падение ещё двоих членов группы, обернувшихся на стук упавшего тела. Анрюха, задумавшись о женщинах, сделал красивый пируэт, едва удержавшись на ногах. Особенно сильно упал Олег, приземлившийся на копчик. Ему было очень больно и пару минут он не мог пошевелиться. Вся группа съехала на обочину и, осторожно крадучись, двинулась дальше. После перевала дорога стала более-менее свободной ото льда, так что можно было увеличить скорость. Пейзаж из вчерашнего равнинного стал холмистым и гористым. Радикальным отличием Хакасских гор от Красноярских является полное или почти полное отсутствие на их склонах деревьев. Тем не менее, ехать стало веселее. В посёлке Верхний Аскиз полюбовались на летнюю кухню, сделанную в виде юрты и покрытую оцинкованным железом, посмотрели на свиней, которые как собаки отзываются на голос хозяина и со всех ног бегут к нему. Проехали станцию Казановку, где выяснилось, что до пункта назначения осталось десять километров. И хотя светило солнце, впереди, где вздымались горы Кузнецкого Алатау, висела низкая снеговая туча. Возле дороги стояло странное дерево с повязанными ленточками. Дерево, по-видимому, заражено болезнью под названием «ведьмина метла», это когда из узлов больших ветвей начинают обильно расти маленькие веточки – это рак. Владимир Васильевич посчитал дерево своего рода святыней и совершил обряд «сек-сек» для успокоения духов, это когда на четыре стороны брызгается спиртосодержащий напиток. У нас с собой алкогольных напитков не нашлось, поэтому процедура была сделана чаем из термоса. Въехали в деревню Казановку и возле магазина узнали дорогу к музею-заповеднику. Направились к директору музея, который встретил нас достаточно прохладно. Впрочем, и неудивительно, ведь мы были для него только лишь одной из тысяч групп, которые он встречает и провожает вот уже который год подряд. Пусть даже и на велосипедах. «Экскурсионный сезон закрыт», - сказал он, но нарисовал схему проезда до памятных мест заповедника. Подул ветер, к каждой минутой всё усиливающийся. Байкеры по ветру отправились в гору к скале, на которой была высечена личина. Побродив по окрестностям, мы обнаружили петроглифы в виде копыт и изображений животных. Было уже за полдень и очень хотелось есть, ведь позади осталось 40 км дороги. Байкеры спрятались от ветра за скалой и, быстро разложив костёр из сухих веток, принялись за трапезу. Особым шиком обеда было жареное… сало! Покормив личину кусочком сала, байкеры попросили у неё благополучного возвращения домой. Спускались с горы против ветра, доехали до домика директора музея и уточнили дорогу домой, которая пролегала через раскопки, могильники и петроглифы. Вдоль реки Аскиз байкеры подъехали к каменному столбу, возле которого в изобилии лежали мелкие монеты, преимущественно российские, но встречались и иностранные. Костя тоже бросил монетку. Затем дорога проходила мимо туристического комплекса, состоящего из деревянных юрт и бани возле реки. Поговорили со сторожем туркомплекса, вздохнули, глядя на баню, и отправились дальше. Справа находился забор из жердей, который мы почти проехали, как вдруг кто-то воскликнул: «Так ведь это же раскопки!» Действительно, здесь было древнее кладбище. Прямоугольный гроб состоял из четырёх каменных пластин, вкопанных вертикально в землю. Сам гроб был дополнительно обнесён более мелкими плитками строго по кругу. Рядом находились ещё такие же каменные гробы и совсем маленькие, очевидно в них хоронили детей. Некоторые гробы образовывали группу и были ориентированы в одну сторону. После осмотра кладбища, байкеры отправились к подножию второй горы из гряды под названием «Семь сестёр», где по схеме директора музея должны были находиться петроглифы. Один за одним байкеры поднимались по едва заметной тропинке вверх, пока не наткнулись на нагромождение камней. Нагромождение по своей форме напоминало жерло вулкана, но никто особого значения этому артефакту не придал. Рассудив, что они поднялись выше подножия горы, ребята разошлись в разные стороны, пытаясь обнаружить плоские плиты песчаника, на которых обычно и находятся наскальные рисунки. Со склона первой горы была хорошо видна долина и расположенные там могильники. Владимир Васильевич и Дима отправились к могильникам, в то время как Костя остался возле велосипедов, чтобы сообщить остальным, куда поехала эта парочка. А в это время Олег, Андрей и Андрюха лазили по склону второй горы, но кроме небольшой пещеры ничего не нашли. Они возвращались, когда вдруг их взор упал на подозрительно яркую красную плиту. При проверке оказалось, что рисунки находятся именно здесь. Сидящий внизу Костя услышал возглас удивления и поднялся к остальным. Как и говорилось, часть песчаника была очищена от лишайников, поэтому рисунки читались очень хорошо. Сделав фотоснимки, Костя спустился вниз и направил к петроглифам только что вернувшихся Диму и Владимира Васильевича. Вечерело, и байкеры поехали домой. В деревне у подножия горы узнали дорогу к станции через мост, проехали его и обнаружили в степи мраморную надгробную плиту, датированную 2002 годом. Неподалёку от неё нашли могильные камни, датированные 2-3 веком до нашей эры. Выбрались на асфальт и поехали домой. Наверное, сало пришлось по вкусу личине и практически всю дорогу дул сильный попутный ветер, так что скорость редко опускалась ниже 30 км/ч. Без перекусов, байкеры за час добрались до ледового перевала. Смеркалось, налетевшие низкие тучи заставили включить иллюминацию. Сильный попутно-боковой ветер и гололёд, как выяснилось, во сто крат хуже чем просто гололёд, так что все падали как Чебурашки. Особенно неприятно было падать перед колёсами догоняющей тебя машины, но, к счастью, обошлось без человеческих жертв. Ветер не давал встать на ноги после падения, а крутой спуск заставлял упавшего съезжать на пятой точке не менее десятка метров. На обочине то и дело виднелись следы буксующих и упавших в кювет машин. В общем, последние десять километров пути были сплошным экстримом. Тем не менее, все живые и почти здоровые (синяки, ушибы и отмороженные конечности не в счёт), байкеры въехали в Аскиз, подъехали к магазину, где первым делом купили… нет, не сало! мороженое!!! С купленной едой вернулись в школу, где и поужинали лапшой, тушёнкой, сгущёнкой, хлебом, майонезом, колбасой и… салом. На велокомпьютере осталось показание – 86 км. И если туда добирались почти три часа, то обратно долетели за полтора, даже с учётом падений. Ещё не было и девяти часов вечера, как все уже лежали в спальниках и отходили ко сну. 08.11.2004 Нас не догонят! На утро была запланирована экскурсия в Аскизский краеведческий музей. Подъём был ранним, в семь утра все уже были на ногах. Владимир Васильевич вручил каждому из байкеров книгу Л. Ржзщ. Кызласова «Древняя и средневековая история Южной Сибири» вместе с крепким рукопожатием. Завтрак с неизменным салом. Позвонили на станцию и узнали расписание электричек до Абакана. У сторожа выяснили, где находится музей и поехали к его открытию. Перед выездом Олег, Анрей и Дима с удивлением обнаружили на рамах своих байков эмблему «Грязных носорогов». Олег тут же предложил отметить сие событие разливным пивом «Аян», на что его упросили перенести праздник на вечер, когда сядем в вагон. Двери музея открыл сторож, байкеры занесли велосипеды в коридор и стали терпеливо дожидаться прихода директора музея Елены Васильевны. После пятнадцати минут ожидания Костя не выдержал и спросил у сторожа адрес проживания директора. Оказалось, что она живёт на этой же улице, так что Костя и Андрей поехали к ней домой. Завтракающая женщина выглянула в окно, увидела нас и вышла. Мы поздоровались и представились, тогда она сказала, что сейчас же придёт. Дело в том, что в записке, предупреждающей её о приезде красноярцев не было указано время и она посчитала, что мы появимся не раньше 11 часов. Елена Васильевна провела для нас интереснейшую экскурсию по музею, во время которой разрешалось фотографировать и даже трогать руками экспонаты. Аскиз по праву считается культурной столицей Хакасии, так как здесь родились и выросли многие писатели, учёные, музыканты. Видимо неслучайно именно в Аскизском районе находят остатки богатейшего культурного наследия древних. Здесь и энергетика совершенно уникальна, возможно, одной из причин является наличие урановых руд. Одной из экспозиций музея была резьба по кедру с национальными мотивами. Оказалось, что эти картины делает родной брат директора школы, в которой мы жили. Более грандиозные картины этого автора находятся в национальной хакасской школе. Олегу больше всего понравился аппарат для изготовления айрана – молочной водки. Владимир Васильевич в свою очередь поделился с Еленой Васильевной своими мыслями о древнейших цивилизациях и некоторые факты ей очень понравились. В общем, полагаю, экскурсией остались довольны все. Елена Васильевна объяснила тупицам, что нагромождение камней типа «вулкан» в ложбине между первой и второй горой – это древний шаманский храм. Она также настоятельно рекомендовала нам съездить в музей «Куртаях» в гости к каменной бабе, которая излечивает от болезней и может полностью изменить сознание человека. Тепло попрощавшись с музейными работниками, байкеры вернулись в школу за оставленными вещами, где и состоялся консилиум. Вопросы на повестке дня были следующими: 1. Едем ли к каменной бабе за 20 км против сильного холодного ветра? 2. Едем ли до Абакана своим ходом или на электричке? По первому вопросу особых прений не было – 20 км туда против ветра и 20 км обратно по ветру – это три часа езды плюс осмотр статуи. Выходило, что на электричку не успеваем. И тогда не успеваем доехать своим ходом до Абакана. Решили осмотр каменной бабы перенести на лето, тем более мы были достаточно запуганы рассказами очевидцев о потере сознания некоторыми людьми возле этого менгира. Так, например, наш сторож будучи мальчиком упал там в обморок. По второму вопросу только Олег предлагал воспользоваться транспортом, остальные решили «неспешно прокатиться», благо ветер постоянно дул бы в спину. Втроём сгоняли в магазин и купили продуктов для обеда, ещё раз убедившись, что езда по типу «ветер в харю» начисто лишает нас возможности попасть в гости к каменной бабе за разумное время. А жаль, ведь там, как оказалось, нас ждали и приготовили кучу блюд хакасской национальной кухни (наверняка, и айран был ![]() ![]() Не успели как следует выехать на трассу, как Владимир Васильевич, едущий первым, припустил как бешеный лось. Сначала 30 км/ч, потом 34 км/ч ![]() Не снижая скорости, влетели на гору, на которой оказался национальный памятник – деревянный столб, сплошь усеянный разноцветными ленточками. Бросили монетки и поехали восвояси. Доехали до замёрзшего Солёного озера, которое позапрошлым вечером не каждый заметил. А вот и источник минеральной воды, а рядом с ним – ханкулевоз. Владимир Васильевич сбавил темп, видно силы наконец-то стали его покидать, но не полностью, так как ехать последним он не желал, из-за чего пролетел мимо раскопанных курганов, и после того как Костя сказал ему, что курганы уже проехали, он обиженно заметил: «Из-за вас, лосей, я даже по сторонам не успеваю посмотреть». Заехали в уже знакомый придорожный шинок, где заправились бананами, соком и горячим чаем. Вспотевшим и мокрым, нам совсем не хотелось выходить из тёплого помещения, но скоро уже должно было смеркаться, поэтому опять сели на велосипеды и покатили к Абакану. Ветер немного стих, соответственно снизилась и скорость, которая держалась теперь на уровне 28 км/ч. К пяти часам байкеры въехали в Абакан, по пути потеряв Диму, который перед городом отделился и поехал к друзьям, проживающим в пригороде. Стемнело. До отправления поезда оставалось три часа. Вариант посещения раскопок возле Братского моста отмели, так как впотьмах там смотреть нечего. Остался вариант посещения национальной школы, поэтому узнав у жителей на остановках её адрес и маршрут как туда добраться, велосипедисты отправились к ней, вызывая у многочисленных прохожих возгласы удивления и восхищения. Был даже услышан такой диалог: «Ого, а это кто?». «Не видишь, это же французы!». Не беда, что развевающиеся на руле флажки у Владимира Васильевича и Кости были российскими, правда, действительно похожими по количеству полос и цветов на французские… Школа оказалась интернатом, созданным специально для возрождения культурных и языковых традиций хакасского народа. Посмотрев картины размеров в стену, байкеры ещё немного постояли в холле. Заработали сотовые телефоны. Олег получил сообщения от группы, которая поехала на заброшенные шахты и попала в пургу. Владимир Васильевич позвонил жене и сообщил, что все живы и здоровы. Проехав за день 112 км, велосипедисты вернулись к вокзалу, встретив по пути подростка на байке, возможно одного из тех, которых мы увидели в первый день путешествия. На перроне уже стоял поезд и мы решили, что это наш. Подъехали ближе, и оказалось, что это поезд сообщением Абакан-Москва. Направились к входу в вокзал где и были остановлены сотрудниками милиции, которые сообщили нам, что кататься по перрону на велосипедах строжайше запрещено. Пришлось спешиться и войти внутрь. Чтобы не терять время попусту, ребята стали разбирать велосипеды и упаковывать их в чехлы. Костя подошёл к кассе и узнал, что плацкартных мест на наш поезд нет, равно как и купейных и даже общих. А ведь была же такая мысль попытаться обменять наши билеты в общий вагон на плацкартный ![]() Пришли Олег и Дима, притащили 10 бутылок «Аяна», подмороженной полукопчёной колбасы и сушёной то ли кильки, то ли мойвы, и праздник начался. На удивление, весь общий вагон оказался тихим и спокойным, только наше купе гудело и шумело до полуночи. Владимир Васильевич позвонил жене Кости и сообщил, что тот приедет утром. Потом позвонил жене Андрюхи и сказал, что он будет дома в 7 утра, чем несказанно огорчил парня, так как после этого ему не оставалось времени для манёвров (ну там рестораны, например, женщины…). Первым отключился Владимир Васильевич, остальные ещё некоторое время пытались шутить с тремя студентками, едущими на боковых полках. Объектом для всеобщих шуток также стал и Андрей, так как выяснилось, что он чуть ли не первый раз в жизни едет в поезде. Незнание неписанных поездных правил, особенно в общем вагоне, привело к тому, что на одной из станций залезли две совершенно наглые девицы с огромными тяжеленными сумками. С матами, от которых в трубочку свернулись Костины уши, они буквально выпихнули не спящего Андрея со своего места, предложив ему лечь рядом с Костей ![]() 09.11.2004 Сыбыр – турма, мороз – казол, два фуфайка – как два майка! В половине шестого сработал будильник сотового телефона Олега. Оказалось, что за бессонную ночь Андрей передумал ехать своим ходом до Железногорска и решил ехать на поезде до конца, чтобы пересесть там на автобус до родного города. Диме, Косте и Андрюхе было удобнее всего сойти на станции Злобино. Проще всего было Андрюхе – его дом находился чуть ли не в зоне прямой видимости, Диме предстояло ехать через Октябрьский мост в Зелёную Рощу, а Косте – до Сосновоборска. Костя разбудил наглых девиц, чтобы вытащить из-под них свой рюкзак. Девицы бухтели, что хотят спать, но им всё-таки пришлось покинуть оккупированное место. Уже при подъезде к станции, Андрей всё-таки передумал и захотел поехать своим ходом, составив компанию Косте. Четвёрка быстро эвакуировалась из вагона. Собрали велосипеды и покатили в сторону Мичуринского моста. Андрюха и Дима отделились, а Андрей и Костя направились по Семафорной к КрасТЭЦ. Было ещё темно, пришлось ехать с включенными фонарями. Возле остановки Костя предложил Андрею всё-таки воспользоваться услугами междугороднего автотранспорта, но он отказался. Ехали спокойно и размеренно, со скоростью чуть выше 20 км/ч. Возле Берёзовки остановились и Андрей снял лишнюю одежду. Уже тогда Костя стал понимать, что пальцы ног начали отмерзать, чтобы избежать этого он ходил вперёд-назад, пока Андрей переодевался. Традиционная остановка под мостом, и из недр Костиного рюкзака были извлечены единственный оставшийся шоколадный батончик и термос с тёплым чаем. Андрей чуть было не прослезился от радости ![]() В тёплой квартире ноги начали оттаивать и дикая боль в пальцах заставила Костю бегать по вертикальным стенкам. После обильного завтрака и принятия ванны он весь оставшийся день только и делал, что спал и ел, ел и спал ![]() Маршрут: http://gallery.sosnovoborsk.ru/album19/Askiz Благодарности: Сергею, бизнесмену, увлекающемуся возрождением культуры Хакасии – за дружескую беседу и показ картин. Эре Антоновне Капелько, историку и археологу – за увлекательную экскурсию по Абаканскому краеведческому музею. Продавщице магазина станции Хан-Куль – за тёплое помещение и кипяток. Директору Калининской средней школы – за предоставленный ночлег. Николаю, сторожу Калининской средней школы – за дружеский приём. Директору Хакасского республиканского национального музея-заповедника – за подробную схему осмотра достопримечательностей. Сторожу Аскизского краеведческого музея – за радушный приём и горячий чай. Елене Васильевне, директору Аскизского краеведческого музея – за интересную экскурсию по музею. Руководству музея «Куртаях» - за ожидание и терпение. Проводникам 21 вагона поезда Абакан-Красноярск – за доброжелательность и внеочередную посадку в вагон. |
Автор: | xbIx [ 12 11 2004, 13:49 ] |
Заголовок сообщения: | |
вот уж не знал, что ОпятьСёр голубоглазый блондин! ![]() |
Автор: | Первопроходец [ 12 11 2004, 23:42 ] |
Заголовок сообщения: | |
Если так Костя распишется, то и до книги дело дойдет. А вообще, спасибо КП за юморное описание нашей серьезной покатушки. Я после возвращения все думаю об "окуневцах" и их высокой культуре, в результате четче вижу бренность нашего бытия. Все пройдет! В следующий раз возьму с собой шипованную резину. Лучше лишние кг, чем больно падать. И каждый раз смачно, так что вечером ходил с трудом. Особенно было неприятно, когда сзади на меня, лежачего, машина накатывалась. Плохо было ночью без фонаря, вот и убивался. Поэтому сегодня пошел в "Комфорт" и купил китайский налобный фонарь за 350 руб. аж с 7-ю светодиодами. Фара! Гарантия света на 20 часов. Есть два экономных режима: горит 1 светодиод или 3. Там же есть за 200 руб. налобный фонарь с 5 светодиодами, как был у Андрюхи и Андрея. Дополнительная функция - мигалка. А обратно я пер потому, что все дни вместе с салом и колбасой регулярно ел мюсли с фруктозой и сгущенным молоком. А другие ели лапшу с тушенкой. Хотя вот Дима тоже ел лапшу, но скорость у нас с ним была 38-40 против 30 у неспешно разговаривавших. Значит, дело в чем-то другом. |
Автор: | mt [ 13 11 2004, 00:03 ] |
Заголовок сообщения: | |
Архитектор писал(а): ... Значит, дело в чем-то другом.
наверное в залежах урана ![]() |
Автор: | КП [ 13 11 2004, 13:11 ] |
Заголовок сообщения: | |
mt писал(а): наверное в залежах урана
![]() Энерджайзеры, блин!!! Просто на скорости 40 км/ч не очень-то посмотришь по сторонам на окружающий ландшафт, вот Архитектор и промчался мимо раскопок, а Андрюха мимо кладбища ![]() |
Автор: | Первопроходец [ 15 11 2004, 11:58 ] |
Заголовок сообщения: | |
Много чего полезного читаю про окуневскую культуру на www.hyperborea.ru (популярно) и на www.archaeology.kiev.ua/cultures/okunevskaya.htm (научно). Все нашел в поиске, набрав "окуневская культура". Получается, что все эти цивилизации (афанасьевская и поздние после окуневской карасукская, таштыкская, тагарская) пришлые. Всего же было их за последние 5 тысяч лет не менее 7. Последние, уже в обозримом прошлом, пришли монголы и калмыки, а потом русские и китайцы. Уникальность развития этих мест определялась географией, местоположением: со всех сторон горы, а на севере - тайга. Так что тот, кто сюда пришел, развивался в относительной безопасности многие сотни лет. Плюс залежи меди и железа структурировали общество. |
Страница 2 из 2 | Часовой пояс: UTC + 8 часов |
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group http://www.phpbb.com/ |