Я после случайного пападания масла свои диски вымачивал в бензине "Зиппо", производства какой-то местной мыловаренной фабрики, а потом на сковороду. Дело в том, что все растворители - поверхностно-активные вещества, оставляют после себя тончайшую пленку, избавиться от которой можно только хорошим прогревом диска. А иногда - тупо - заменой.
Единственное, что меня беспокоило - это перегрев, поскольку побежалость появляется задолго до красного каления и свидетельствует о фазовом переходе в поверхностных слоях материала. Неравновесные фазовые переходы, как известно - причина повышенный внутренних напряжений кристаллической решетки и появления структурных дефектов, в частности, объемных дислокаций. А дислокации, появляющиеся в более глубоких слоях, стремятся выйти на поверхность и образовать там химически активные центры, способные фиксировать атомы и кислорода, и азота, и других элементов, что приводит к коррозии. А если учесть, что дислокация движется со скоростью, близкой к скорости звука, то становится ясно, что при ее перемещении разрываются старые межатомные связи и образуются новые. Потенциальный барьер, препятствующий перемещению атомов, понижается. Все это приводит к тому, что энергия связи решетки падает, говоря по-русски, сталь отпускается.
|