Почитал Миллера, благо он у меня дома есть. Немец, между прочим, путешествовал через Июс (потом был назван Чулымом) в июле-сентябре 1739 г., а это 18-й, а не 17-й век. Ехал он сначала по Московскому тракту (Томско-Красноярский участок), потом свернул на дорогу к Абаканским заводам (медные и железные рудники на юге нынешней Хакасии), немного проехал по ней и далее двигался в 10-20 верстах от нее на юг прямо по степи. Про качество дороги путешественник не пишет, но наверняка это был даже не проселок в нашем понимании, а просто след от телег или прогона скота, т.н. "напрвление".
Потом Миллер возвратился на дорогу (переправ через реки не было, каждый раз для Миллера строили новый мост) и далее ехал в междуречье Белого и Черного Июсов, постоянно продвигаясь на юг, к устью р. Абакан.
Читать дневники ученого очень интересно, особенно, если сопоставлять маршрут с современными картами. Однако не всегда удается идентифицировать прежние названия с современными. И все же получается, что Миллер не был в местах, где сейчас находятся деревни Подсосное и Медведск.
У меня есть копия рукописной карты Сибири, составленная Ремезовым в 1718 г. Местность на ней изображена настолько схематично, что перенести ее на нынешнюю карту можно лишь очень и очень приблизительно. Никаких дорог на ней, естественно, нет - только реки, по которым, как известно, и распространялось русское население. Нет дорог и на карте Иоахима Хомана, составленной в 1720 г. в Нюрберге, а также на имеющихся у меня многих других картах того периода. Некое подобие дорог стало появляться только сто с лишним лет спустя, в связи с более активным заселением этих мест русскими и активизацией торговли. Но и тогда основными трактами были только Московский и Ачинск-Минусинский (с ответвлением на Ужур), а общение шло, в основном, по рекам. Даже на карте Енисейской губернии 1889 г. нет никакой дороги, которую можно было бы хоть условно назвать "Большой Красноярской дорогой", т.е. имеющей прямой выход из Июской котловины на губернскую столицу. Сообщение с Красноярском было либо по Енисею, либо через Ачинск, т.е. по Московско-Сибирскому тракту.
Справедливости ради нужно все же отметить, что в начале 17 века к местным июским князцам ходили русские посольства из Томска, правда, тоже без всяких дорог.
Книжку В.Н.Добжанского не читал. Могу предположить, что он тоже Миллера цитирует.
|